Во всем цивилизованном мире авторы музыкальных произведений или их отпрыски получают достойные и прозрачные роялти. Справедливое отношение к создателям позволяет развивать музыкальную сферу и создавать качественный продукт. В украинских же реалиях авторы вынуждены не только заниматься творчеством, но и отстаивать свои права и бороться с коррупцией, ведь за последние 20 лет они и их правопреемники не получили миллионы гривен.
Читайте также: Как остановить мошенничество с деньгами авторов
Кроме национальных авторов, пострадали и зарубежные музыканты: в начале 2000-х годов Украина попала в международный черный пиратский список.
Почему так произошло и как решить эти проблемы, обсудили во время пресс-конференции ОО "УААСП" и представителей бизнеса в Киеве на тему "Перезапуск сферы по сбору и распределению роялти за использование музыки, после принятия закона Украины №5572 ".
Цифровизация, роялти и справедливое вознаграждение
15 декабря 2021 года Верховной Радой Украины был принят закон №5572, способствующий перезапуску сферы по сбору и распределению роялти за использование музыки. Главная цель – это внедрение оперативного сбора и автоматического распределения вознаграждений между авторами или правопреемниками. Это возможно, если начнет действовать автоматизированная система идентификации произведений и формирование детальных отчетов об их использовании. Подобные системы давно успешно работают во многих странах. Например, в Великобритании активно внедряется программа Audio Meter, которая отслеживает воспроизводимую в публичных местах музыку с наивысшими уровнями точности и помогает выплачивать роялти своим пользователям на основе реальных данных в реальном времени.
" В наших планах сделать систему такой, чтобы честное вознаграждение получили не только известные современные авторы, но и начинающие музыканты и выдающиеся представители "Золотого фонда украинской эстрады" или их потомки ", – поделился планами генеральный директор ОО "УААСП" Валерий Харчишин.
Максимальная цифровизация всего процесса практически уничтожает возможность нечистым на руку конторам наживаться на чужом труде. А ответственное исполнение этого закона позволит Украине не только навести порядок в собственной музыкальной плоскости, но и впоследствии очистить репутацию на мировой арене.
Мифы и сотрудничество
Именно из-за перспективы диджитализации процесса и отстранения некоторых ОКУ (организации коллективного управления) от физического доступа к роялти возникла куча мифов вокруг закона №5572. Интернетом распространялась информация, что якобы представители HoReCa, ритейла и медиа не хотят платить роялти за использование музыкальных произведений, поэтому поддерживают деятельность ОО "УААСП" по продвижению Закона №5572. А самой общественной организации были придуманы долги, которые действительно есть у созвучной государственной организации, и которая с 2018 года в процессе разгосударствленности из-за миллионных долгов, о чем свидетельствуют отчеты Минэкономики. Использовалась также подмена понятий об авторских правах издателей и субиздателей на 80% музыки и многочисленные манипуляции на тему не выплаченных роялти в течение 9 месяцев блокировки рынка.
Первый миф был развенчан представителями бизнеса на пресс-конференции. Исполнительный директор Национальной ассоциации медиа, представляющий свыше 150 электронных национальных и региональных медиа, Екатерина Мясникова и представительница фестиваля Atlas Weekend Марьяна Мокринская во время прямого эфира подписали меморандумы о сотрудничестве и заявили о готовности платить роялти за деятельность. будет прозрачна, с доскональными отчетами, подтверждениями поступления средств правообладателям, и главное, у которых договоры с международными организациями. К этому заявлению присоединились и представитель фестиваля Zaxidfest Данило Почтарев и управляющий партнер Stereo Plaza Максим Шульженко, а также объявили об уже подписанных меморандумах по ОО "УААСП".
Хочу подчеркнуть, что то, как рынок работал, больше так работать не должен. Он должен измениться так, чтобы авторы действительно получали свое вознаграждение, но не в ручном режиме. Оно должно распределяться автоматически и корректно, чтобы выплаченные деньги никуда не исчезали и на всех этапах была транспаретность ", – отметил Максим Шульженко.
По авторским правам издателей и субиздателей высказался вице-президент Авторского совета ОО "УААСП" Тарас Тополя: "По мировой практике издатели и субиздатели не обладают авторскими правами на музыкальные произведения, а имеют право на получение доли роялти. А право давать разрешение на использование музыкальных произведений путем публичного исполнения и публичного оповещения, а также собирать, распределять и выплачивать роялти передается от ОКУ соответствующих стран по договорам о взаимном представительстве интересов другим ОКУ".
Заявления о невыплаченных роялти в течение 9 месяцев блокировки рынка опровергаются отчетами соответствующих ОКУ в открытом доступе на их сайтах.
Новая эпоха для музыкальной сферы
Итак, имеем много шума без реальных оснований, но "караван идет" и вполне успешно. Следует отметить, что 25 января депутаты Верховной Рады в очередной раз поддержали закон №5572, не проголосовали за постановление Людмилы Буймистер "Об отмене решения ВРУ от 15.12.2021 относительно данного законопроекта", поэтому до принятия закона в действие остался только один шаг – подпись Президента Украины Владимира Зеленского.
Проведение честного конкурса по аккредитации репрезентативной ОКУ и запуск изменений в сфере выплат роялти станет только началом глобальных реформ.
О необходимости изменений в законодательстве заявил директор группы "Антитела" Сергей Вусик: "В новых законопроектах должны быть заложены предохранители для исключения построения в будущем любых теневых схем. Закон, прежде всего, должен защищать права автора и обеспечивать гарантии получения им честных вознаграждений. Ведь именно он инвестирует собственные сбережения в свое творчество".
Читайте также: Борьба с коррупцией: в НАПК рассказали, в каких случаях будут проверять декларации чиновников