Как остановить мошенничество с деньгами авторов

23 июня 2020 | 12:49

В современном обществе произведения искусства выступают таким же товаром как и нефть или, скажем, электроэнергия. И коммерциализируется этот товар через институт авторского права и смежных прав.

Если где-то звучит (используется) музыка (в кафе, баре, ресторане, торговом центре или на радио или телевидении), владелец этих учреждений и организаций должен получить разрешение у каждого автора, исполнителя и продюсера каждой песни, которая звучит. Поскольку это их товар. Однако, учитывая, что такие пользователи ежедневно используют тысячи музыкальных произведений, исполнений фонограмм, то соответственно им надо было бы каждый день заключать тысячи лицензионных договоров, что очень сложно и дорого на практике.

Для того, чтобы избежать этих сложностей, сто пятьдесят лет назад появились первые так называемые организации коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами. Их деятельность была очень удобной, ведь вместо заключения тысяч договоров, им достаточно было иметь один-два договора с организациями коллективного управления, которые управляют правами на огромный объем репертуара. И вместо тысяч оплаты - осуществлять оплату вознаграждения, которую еще называют словом «роялти», в одну-две такие организации. Деятельность таких организаций была удобной и для авторов, исполнителей и музыкальных продюсеров, потому что они знали к кому обращаться и у кого можно получить свои роялти.

Коллективное управление правами существует и в Украине. Среди всех отечественных организаций коллективного управления традиционно наибольшей была авторская организация - Украинское агентство по авторским и смежным правам (УААСП), правопреемником которой стала Государственная организация «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (ГО «УААСП»).

Два года назад Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав», который начал долгожданную реформу в сфере коллективного управления.

И начались чудеса.

Менеджмент ГО «УААСП» приобрел другую общественную организацию, изменил ее название на ОО «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (ОО УААСП. Не путать с ГО УААСП), перевел на ОО УААСП имущество государственной организации (ГО УААСП), вывел ГО УААСП из состава CISAC - международного объединения авторских организаций коллективного управления по всему миру - и начал готовиться к аккредитации - процедуры, которая должна была обеспечить монопольный статус ОО «УААСП» на рынке публичного использования объектов авторского права.

Финансовые трудности или фактическое банкротство?

Недавно ОО «УААСП» опубликовала отчет о своей деятельности в 2019 году с показателями, свидетельствующими о фактическом банкротстве организации. Чистый убыток заявлен в сумме 11 252 300 гривень по состоянию на 31.12.2019 года.

Чьи именно эти деньги?

За свое почти двухлетнее существование под новым названием на счет ОО УААСП пришли роялти в сумме около 27,7 млн гривень. Из них выплаты в пользу правообладателей (в том числе и в иностранные организации коллективного управления составили около 11 млн гривень.

На свое содержание законодательство позволяет использовать ОКУ не более 20% от собранных средств (ч. 8 ст. 21 Закона Украины «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав»).

Считаем - получается около 5,54 млн гривень от всей суммы, пришедшей в ОО УААСП.

При этом, если взять свои расходы от суммы выплат правообладателям, получается еще меньше - только 2,2 миллиона гривень.

Зато, судя по опубликованным отчетам ОО УААСП, на свое содержание эта организация потратила в 2018-2019 годах более 15,32 миллиона гривень!

На основании калькуляции данных из отчетов 2018-2019 годов можно сделать вывод, что к началу 2020 года на счетах ОО УААСП могло оставаться около 3 миллионов гривень. Долг, который предстояло бы уплатить правообладателям, составляет не менее 11,2 миллиона гривень.

Скриншот (отчет 2018-2019 годов)

Поэтому 11,2 млн гривень авторского вознаграждения растрачено менеджментом под прикрытием ярких лозунгов и введение в заблуждение авторов, которые якобы должны были руководить менеджментом, присматривать за ним.

Как же так случилось?

ОО УААСП - последняя из 19 организаций коллективного управления, получившая Свидетельство организации коллективного управления №24 еще в 2015 году, однако под названием Украинский Авторский Сервис «УАС». Именно после этого международные эксперты, в том числе упомянутый уже CISAC, настойчиво рекомендовали украинскому правительству остановить издание свидетельств организаций коллективного управления, и в конце концов в Украине был объявлен мораторий на регистрацию организаций коллективного управления.

Надо отметить, что ОО УААСП еще в период работы под своим «девичьим» названием (УАС) также имела официальные претензии от правообладателей и вынуждена была выплатить значительные суммы для официального урегулирования этих претензий в конце 2017 и в начале 2018 года. 

Поэтому есть даже некоторая извращенная историческая логика в том, что организация с новым названием продолжила практику расточительного использования авторских денег.

Этапы причудливого перевоплощения

В начале 2018 и.о. директора на тот момент еще Государственной организации «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (ГО УААСП) Дмитрий Костюк заручился "благословением" Авторской совета на расход более 3 млн гривень с банковских счетов организации для приобретения "компьютерной программы для распределения собранного роялти", на создание новой общественной организации, а также, а также на выход государственной организации из состава членов CISAC

На самом деле решение того авторского совета не имело обязательный характер, так как в соответствии с Уставом ГО УААСП авторский совет имел право исключительно «рекомендовать» обращаться, но никоим образом не «обращаться» самостоятельно в международные организации.

Поэтому в CISAC было направлено утаенное от авторского сообщества заявление от имени ГО УААСП об изменении членства в CISAC и вступление «псевдоправопреемника» (ОО УААСП) в члены данной организации. Судя по письму-ответу CISAC на имя Юрия Рыбчинского, который оставался председателем Авторского совета обоих организаций (ГО УААСП и ОО УААСП), которые при этом и имеют почти одинаковое название, одинаковый юридический адрес, создается впечатление, что международных партнеров могли ввести в заблуждение, сообщив об официальном правопреемстве новой ОО УААСП, которая на самом деле совсем не новая организация, а лишь изменила название на созвучную ГО УААСП, заменив слово «агентство» на «агенцию».

 

Бывшие члены этой «новой организации» (УАС) добровольно включили предложенных правообладателей ГО УААСП, а сами быстренько вышли из организации. При этом по сногсшибательному стечению обстоятельств УАС, который переименовался в ОО УААСП, не колеблясь, заказал разработку программного обеспечения в компании ООО АЙПИЕС, фамилии основателей и руководителей которой удивительным образом совпадают с прежними владельцами УАС. Чем не купля-продажа организации?

Завершилась история перевоплощения приобретением уже ОО УААСП статуса временного члена CISAC, а также переоформлением на ОО УААСП договоров с зарубежными организациями коллективного управления - членами CISAC.

Будут все овцы целы, когда волк за пастуха

Регулятор - Министерство экономического развития - не мог спокойно смотреть на такие махинации и в конце концов Д. Костюк был отстранен от должности директора ГО УААСП, начались суды, были открыты уголовные производства.

Впрочем еще будучи директором ГО УААСП Д. Костюк сподобился перевести на счета уже «своего» негосударственного ОО УААСП 10 миллионов гривень, что подтверждается имеющимся в открытом доступе отчетом ОО УААСП за 2018 год.

Принимал же эти деньги со стороны ОО УААСП Александр Ягольник как временный директор ОО УААСП.

Стоит отметить, что поначалу, не зная обо всех этих деталях, правообладатели пытались сотрудничать с ОО УААСП, надеясь на перспективу и честное и прозрачное управление, но очень скоро произошла ошеломляющая утечка информации о финансовом хозяйствовании в ГО.

Выяснилось, что средства, полученные от ГО УААСП, держались на депозите, доходы от которого успешно тратились на хорошую жизнь менеджмента.

Было заказано еще одно программное обеспечение в соседней компании ЧП Смарт Технолоджис и уже упомянутой ООО АЙПИЕС. Это не прошло незамеченным для общественности. Одна из реакций представителя общественности здесь.

Недовольные правообладатели требовали смены менеджмента ОО УААСП и внесения изменений в Устав, которые сделали бы возможным сбалансированное участие всех действительных правообладателей (произведения которых реально используются в Украине) в управлении ГО УААСП и обезопасили бы от рейдерства в сфере авторского права.

Вместо этого получили правообладатели только формальное отстранение директора А. Ягольника (который очень напоминал знаменитого Фунта из романа Ильфа и Петрова) и изменения Устава ОО УААСП, позволившие исключить из надзорных органов ОО УААСП правообладателей, которые требовали расследования расходов и проведения в ОО УААСП реформ. Все это произошло под видом необходимости приведения в соответствие с требованиями нового закона и перерегистрации организации.

10 апреля 2019 ОО УААСП было зарегистрировано как организацию коллективного управления в новом реестре Министерства экономического развития. Этот статус предусматривал запрет сбора вознаграждения в сферах расширенного коллективного управления до победы в аккредитационном конкурсе. Несмотря на это, ОО УААСП продолжает такие сборы. При этом ОО УААСП продолжает получать вознаграждение из-за границы всех авторов Украины, но выплачивает ее только отдельным избранным.

В результате нового изменения Устава в ОО УААСП формируется новый коллегиальный исполнительный орган из трех человек, которые могут принимать решения и заключать договоры не менее двумя третями голосов. Вскоре на должность руководителя приглашают Валерия Харчишина (лидера группы «Друга Рика»), который де-факто не может принять ни одного решения без согласия одного из своих заместителей, которыми стали директор издательства УМИГ мьюзик, который является лицензиатом российской компании, связанной с руководителем РАО (Российского Авторского Общества - крупнейшей организации коллективного управления в Российской Федерации) и верная соратница Дмитрия Костюка Людмила Цымбал, благодаря которой иностранные контрагенты государственной организации воспринимали ОО УААСП, как законного правопреемника ГО УААСП, поскольку Л. Цимбал играла заметную роль и была международным лицом организации и в ГО УААСП. Количество членов ОО УААСП расширено до 500 (при том наибольшее количество присутствующих на собрании - не более 50), теперь неизвестно, кто из двух заместителей может привести своего представителя по доверенностям от большинства членов.

Аккредитация

Начало процесса аккредитации очень обеспокоило представителей ОО УААСП, потому в состав комиссии по аккредитации организаций коллективного управления попали представители объединений правообладателей, которые включают и тех, кому ОО УААСП не платит и кому не желает отчитываться. Появился иск в профильное Министерство о признании незаконным приказа, которым назначена комиссия по аккредитации.

Подобные иски подавали и другие не уверенные в своей победе претендента. Министерству даже пришлось переназначить состав комиссии, хотя представители правообладателей остались те же, поскольку более представительных кандидатов просто не было.

Процесс аккредитации продолжался, появились первые аккредитованные организации. Но того же определяющего решения об аккредитации авторской организации, на которое весь рынок так ждал, принято не было ни до конца 2019 года, ни в начале 2020.

Правообладатели, в том числе Комп Мюзик Паблишинг, представитель в Украине Universal Music Publishing, крупнейшего в мире музыкального издателя, бьют тревогу из-за отсутствия отчетов и выплат. Впоследствии к ним присоединяется и широкий круг правообладателей, на жалобы которых Министерство отвечает лишь рекомендациями ОО УААСП рассмотреть такие жалобы, вместо проведения тщательной проверки деятельности ОО «УААСП» и принятия мер.

Ежегодный отчет ОО УААСП за 2019 год подтвердил бесполезность надежд о возможности нового руководителя ОО УААСП Харчишина что-то изменить к лучшему. Более того, этот отчет сообщил всем о фактическом банкротстве ОО УААСП и растрате всех денег авторов, которые к концу года превратились в долг в 11 млн грн.

Возможно теряя надежду на будущее, ОО УААСП меняет требования в упоминавшемся иске в Министерство экономики и теперь просит признать незаконными уже все принятые решения по аккредитации других организаций коллективного управления, даже в сферах, которые не касаются авторского права.

Сегодня Министерство экономики не в состоянии провести конкурс по аккредитации авторской организации через поданные судебные иски и их обеспечение. На подписании у Президента Закон, который теоретически должен перезапустить конкурс.

С 28 октября 2019 года фактически заблокирована возможность сборов авторского вознаграждения за использование музыкальных произведений в сферах публичного оповещения и публичного исполнения через организации коллективного управления. Появились новые зарегистрированные организации коллективного управления, которым может быть выгодна очередная перезагрузка конкурса по аккредитации авторской организации.

Но должна ли такая организация как ОО УААСП продолжать свои соревнования в этой гонке?

Несмотря на приход нового Генерального директора, который как бы олицетворяет новое красивое лицо ОО УААСП, причастные к указанным ранее «сделкам» остались работать в ОО УААСП. Поэтому никаких существенных изменений в ее деятельности не произошло.

Поэтому все ответственные за результаты аккредитации должны осознавать важность избрания для музыкального рынка авторской организации коллективного управления. И в случае, когда аккредитованной становится организация с бэкграундом, подобным истории новой ОО УААСП, когда претендент демонстрирует растраты и кражи, обман и интриги, построить светлое будущее для авторов невозможно. А музыкальный рынок в лице правообладателей, которыми являются и авторы музыки, и авторы слов, и музыкальные издатели, требует честную, прозрачную и эффективную авторскую аккредитованную организацию.