Плакат «Надежда» с портретом Обамы художника Шепарда Фейри и то, что он быстро стал вирусным в сети, дало начало новому движению в политике. Как графика влияет на то, о чем мы думаем и общаемся? Какую роль играют подобные изображения в политических событиях? В Музее дизайна в Лондоне открылась выставка «Hope to Nope: Graphics and Politics 2008−18». На выставке можно увидеть яркие примеры графических изображений, которые так или иначе повлияли на политические события последних десяти лет.
Графика в стиле «Свуш» (swoosh) стала очень популярной в преддверии последних выборов в Великобритании. Ее распространяли в социальных сетях сторонники лидера Лейбористской партии Великобритании Джереми Корбина. Как это влияет на политическую картину в целом?
Маргарет Куббадж, куратор Музея дизайна, рассказала в интервью: «Я думаю, что ценность графики в том, что она мотивирует людей быть политически активными. Графика, которую демонстрируют на протестах и выступлениях — это немедленная реакция. Так люди демонстрируют страсть и приверженность».
По словам Люсьенн Робертс, которая курирует выставку, большую часть плакатов и изображений, связанных с политикой, создают любители: «В противном случае дизайнеры вынуждены использовать псевдонимы для собственной безопасности».
«Между художником и аудиторией изменился процесс коммуникации: так, пользователи соцсетей становятся не просто теми, кто получает информацию, они теперь дают ответную реакцию. Несмотря на то, что Facebook, Twitter, Snapchat и Instagram - это все виртуальная среда, деятельность в этой среде оказывает сильное влияние на физический мир», — добавляет Люсьенн Робертс.
Не то, чтобы традиционный формат политических банеров, постеров или одежды со слоганами стали неактуальными: «Они все еще актуальны и могущественны. Они существуют наряду с цифровой графикой. Удобство в том, что цифровые сообщения мы мгновенно получаем на смартфоны и планшеты, где бы мы ни находились».
Некоторые политические кампании применяют подход, подобный корпоративному брендингу, в котором лозунг, символ или изображение создаются для того, чтобы общество легко их усвоило. Например, в Бразилии в 2016 году желтая утка стала символом антипрезидентских выступлений, а в Гонконге в 2013 году символом кампании гражданского неповиновения стал желтый зонтик.
Независимо от формата, будь то футболка со слоганом, плакат или мем, такая графика выделяется, и это сообщение быстро привлекает внимание.
По словам Робертс: «Сообщения в соцсетях, плакаты, баннеры и мемы — все это форма визуальной стенографии. Им нужно общаться с общественностью быстро, зацепить их, пробудить воображение — и очень часто все это работает».
«Также протестующие проявляют свой гнев, радость или страх, создавая собственные плакаты и используя материал, который у них есть», — говорит Маргарет Куббадж из Музея дизайна. Такой подход можно было проследить в недавних протестах женщин.
Наиболее распространенная и известная графика последних лет была во время протестов против президентства Дональда Трампа. «Неважно, активны вы политически или нет, вы все равно узнаете об этом протесте и будете о нем говорить».
Здесь можно выделить работы кубинца Эделя Родригеса. Он создал многочисленные образы Трампа, рисовал обложки для TIME, The New Yorker и Der Spiegel".
С 2008 года в политических и протестных движениях доминируют новые технологии. Они открыли новые способы вовлечения людей, сбора и фильтрации данных, выявления моделей, прогнозирования предпочтений и формирования политических стратегий.
В 2017 году почти 4,5 млн человек участвовали в 914 маршах женщин против Трампа. Основная тема акции — поведение президента США и его высказывания в адрес женщин. У участников были остроумные плакаты и вязаные розовые шапки —pussy-hat. Все предметы для протестов были придуманы с помощью информации из соцсетей.
«Благодаря технологиям и графическому дизайну сформировалось новое движение. В галерее мы решили показать те работы, которые сыграли ключевую роль и так или иначе повлияли на ход истории», — отмечает Маргарет Куббадж.
Источник: ВВС
Читайте также: Искусство в эпоху перемен: темная сторона шедевров