Парфюмерная культура средневековой Индии когда-то покорила весь мир, пишет британский журнал The Economist 1843.
В 1469 году Гияс Шахи вступил на престол султаната Мальвы, контролируя впоследствии большую часть региона. В своей речи новый султан объявил о значительных изменениях государственной политики — заявил, что больше не будет стремиться к расширению своих территорий. Пока сын Шахи занимался госуправлением, он решил окунуться в удовольствия этого мира.
Шахи предался своей новой политике с удовольствием. Он заполнил Манду 16 тыс. красивых рабынь и дочерей своих феодальных раджей. Для их размещения он принялся строить роскошные дворцы и бассейны. Исходя из талантов и наклонностей, некоторые учили танцы и драму, другие — искусство музыки, пения или игры на флейте. Более яркие принцессы получили основательное образование и составляли компанию султану во время еды, или же вели счета и управляли заводами.
Его книга Ni’matnama, или «Книга наслаждений», находится сегодня в Британской библиотеке, пройдя через беспокойные руки моголов и султана Типу.
Самым большим сюрпризом книги являются обонятельные удовольствия и одержимость парфюмерией, которая, по мнению Гияса, имеет важное значение для жизни истинного гедониста. Около половины его книги занимают советы по перегонке розовой воды и рецепты для ладана, дезодорантов и душистых мазей. Султан был особенно заинтересован разработкой наиболее совершенных «иттар» — ароматических масел.
Есть несколько глав, посвященных парфюмерии Дома удовольствия — они содержат наиболее подробные советы во всей книге. В них рассказан рецепт душистой пасты, известной как «абир», чей аромат был расширен за счет добавления целого ряда ингредиентов: манго, амбры, шафрана, мускуса, китайской камфоры, белого сандала, кунжутного масла, базилика, куркумы, сока кардамона или сандала.
«Книга наслаждений» имеет важное значение — она впервые раскрывает информацию, что традиции парфюмерии исходят не только из Персии и Аравии, но также из Древней Индии, и ведут ко временам вед. Она также четко показывает, что в Индии мастерство парфюмерии когда-то рассматривалось как неотъемлемая часть искусства жизни.
Сейчас же большинство ароматов Индии происходят из четырех основных парижских парфюмерных домов. В магазине Duty Free в Дели нет ни одного аромата, сделанного в Индии. Но некоторые из ведущих молодых парфюмеров Индии думают, что могут изменить ситуацию. Часто, после учебы на Западе у них появляется убеждение, что можно многое извлечь из традиционной индийской парфюмерии.
Чтобы древние парфюмерные традиции Индии были сохранены и дошли до массового производства, необходимо преодолеть те или иные препятствия. Рецепты и секретные семейные формулы часто теряются, а законодательство в сфере торговли душистыми ингредиентами несовершенно. Существует также проблема моды и восприятия: для многих индийцев «иттар» ассоциируется с древними бабушками и бородатыми мужчинами в сюртуках, праздно шатающимися в узких базарах старых городов.