Прошлая неделя ознаменовалась сразу двумя Крестными ходами, посвященными 1030-летию Крещения Руси — «оппозиционно-каноническим», организованным 27 июля Украинской православной церковью при поддержке депутатов от «Оппоблока», и «официально-поместным», организованным православной общиной Киевского патриархата при поддержке власти и правоориентированных политических групп. Политические итоги специально для Realist’a подводит Руслан Бортник.
Несмотря на то, что обе стороны отрицают политический характер мероприятия, именно политические последствия Крестных ходов становятся все значимее. Сама «линия фронта» Крестных ходов сместилась от противостояния между консервативными православными (верующими) и либералами/атеистами (неверующими), что было характерно в 1990-х и 2000-х, к конкуренции между верующими разных православных конфессий и их политическими покровителями. Сегодня политическая повестка превалирует над религиозной (особенно заметно это было на шествии автокефалов, по сравнению с которыми даже марш КП выглядел более «религиозно»). Именно в этом сегодня — точка кристаллизации разных, даже искренних, околорелигиозных дискурсов.
Тем более, что Крестные ходы 2018 года стали последними перед президентскими выборами в Украине (март 2019-го), и вероятные кандидаты в президенты попытались максимально их использовать.
Да, власть в данном случае проиграла.
Крестный ход КП, несмотря на нагнетания в СМИ и все усилия административного ресурса, оказался заметно меньше «оппозиционного», разношерстнее и заполитизированнее — флаги доминировали над хоругвями.
Идеи Томоса и Поместной церкви не так уж и разогрели разморенный летним солнцем и отпускным периодом «правый» электорат. Участие в нем сонма политиков стало скорее отталкивающим фактором, а неучастие некоторых политиков — подняло вопрос об искренности единства власти в части построения УПЦ ПП. Картинка для проверяющих из Фонара (делегации Константинопольского патриархата, которая прибыла в эти дни, чтобы убедиться в наличии в Украине политических и общественных условий для получения Томоса) смазалась.
Томос — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства, к примеру, путем издания Томоса некоторой части «материнской» церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия.
Власть второй раз (после Дня победы) проиграла на гуманитарном фронте. И вопрос даже не в Томосе или давлении на УПЦ, а в позиционировании против верующих самой большой конфессии на фоне рейтингов крепости слабоалкогольных напитков. Борьба за повестку дня проигрывается вместе с отказом от коммуникаций с половиной общества. Власть уже давно одноглазая, одноухая и одноногая, но «беспробудное упорство» в попытках стать врагом для большей части своего народа на очень тонком эмоциональном и иррациональном поле, поле Веры, наконец-то достигло своей цели — люди на улицах. Пытаясь активизировать правый электорат, власть мобилизует и их оппонентов. И мы увидим это уже на выборах 2019 года.
Однако власть даже в таком случае тактически выиграла. Удалось возглавить колонну людей, которые на фоне подавляющей коррупции, экономических и политических провалов в ином случае «разрывали бы в клочья». Как многие из них и делают на других публичных и непубличных платформах. Но 28 июля шагали десятки тысяч людей, миллионы сочувствовали… Поэтому «волк цел и доволен», ведь «овцы» смирно топают за ним на очередную политико-социальную бойню, несмотря на то, что их активно «стригут» по дороге и «прореживают» ряды.
И даже отсутствие обещанного к 28 июля Томоса об автокефалии, «танцы с бубнами на месте» Константинопольского патриарха некритично разрушило эту стратегию. Ведь и отказа не прозвучало (как с ЕС и НАТО). А озвученные Варфоломеем обещания будут «греть» электорат не только «до сентября», но и до выборов.
И, в конце концов, кто вам сказал, что активный прихожанин
В какой-то мере Крестный ход УПЦ (МП) даже невольно и частично подыграл этой стратегии, формируя в глазах шедших на марше и сочувствующих образ стильного оппонента/врага и возможности политического реванша. Эти опасения (страх) — идеальный инструмент управления электоратом.
При чем умеренно безопасный для президента, ведь он конкурирует не с политически возглавившим Крестный ход Новинским, а с отсутствующими на них Тимошенко, Вакарчуком или Гриценко.
Организаторы «оппозиционно-канонического» Крестного хода безусловно тактически выиграли. Больше всего в глазах своих же верующих/избирателей и внешних наблюдателей. Праздник Дня победы и Крестные ходы постепенно становятся «народными» — точками возрождения и сборки «другой» Украины. Люди, ранее голосовавшие за ПР, КПУ и другие партии этого толка, постепенно отходят от «шока 2014-го» и «войны» и все в большей и большей мере готовы демонстрировать свою политическую позицию.
Монополия власти и правых на «уличную политику» также проходит
Попытки же непопулярной власти пытаться административно подавить проявления общественного сознания только выталкивают людей на улицы. И нынешние сотни тысяч участников Дня победы и Крестных ходов в год выборов могут сменить миллионы. «Овцы» целы, у них есть лидеры, и ощущения того, что они могут стать «волками» уже в следующем политическом цикле.
Но если больше выйдет одних, то больше выйдет и других, и маятник украинского общества продолжит раскачиваться, набирая все большую амплитуду. К сожалению, желающих его потолкать внутри и извне страны более чем достаточно. Хотя «война конфессий» пока приводит только к одному — верующих становится меньше. И пока одни борются за Веру и Церковь, другие — только за Выборы и Кабинеты.
Поместная церковь нужна Украине, но ее создание надо начинать с диалога и объединения между УПЦ и КП, процесс которого был начат письмом Филарета к РПЦ.
Иначе Томос станет новой Брестской Унией и фактически подведет итоги ментального разделения Украины. Параллельно существующие (и конкурирующие) две канонические УПЦ закрепят раскол на две Украины на века. Поэтому сегодня необходимо искать пути единения, а не переводить болезнь и кризис в хроническую форму и называть это нормой жизни.
Здоровая и современная традиционность украинского общества — это наши источники силы и точки опоры. Она оставляет надежду на обретение национального консенсуса (политического и религиозного), социальную стабилизацию и восстановление суверенитета.