Август - месяц, в котором чествовали древних славянских праукраинских богов Спасов. Спас состоит из трех главных праздников, а август упоминается в древних устных преданиях, как Спасич. После прихода христианства на Русь и так называемого крещения, новая религия должна была ассимилировать и эти праздники, подчинив их своему "пантеона святых". И все три праздника Спаса стали христианскими. А точнее два из них христианскими, а один - неким образом посвящен древнеиудейскому роду, но также почитается в христианстве.
Поэтому 13 августа вместо славянского Маковея внедрили древнеиудейских Маккавеев, которые дали идейную основу для распятия Христа, 19 августа праздник Спаса на горе христиане "переквалифицировали" в Преображение Господне, которое также якобы происходило на горе Фавор. А праздник третьего Хлебного Спаса 29 августа - когда было потребление жертвенного каравая из нового зерна, благодарность Богам за щедрые дары, урожай и честь богини Рожаницы Лады, как матери богов, стало в христианской традиции праздником Успения Богородицы. Правда он празднуется 28 августа.
Однако в устной традиции украинский осталось такое понятие, как "Спасовка". То есть само значение этого слова включает в себя множественность. Спасовка - это цикл праздников, которые, хотя "официально" и стали христианскими, но до сих пор в народе носят название «Спасы».
Читайте также: Яблочный Спас: искренние поздравления с великим праздником (фото)
Но обо всем по порядку.
Кто такие Спасы
Исследователи давних украинских традиций указывают следующее: "Спас, Спаситель - это "избавитель" от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово современно явлению христианства, наоборот, оно употреблялось славянами еще в язычестве. В Краледворской рукописи уже упоминается, что "славяне называли своих богов Спас". Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога употреблялся его эпитет, например: Всевышний Сварог".
Спасы - время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, появляются на землю, так же, как и в другие праздники Круга Сварожьего (например, Радуницу, Русалии).
Наш народ верил, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды... Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам как семейным богам. Именно им торжественно изготовляли и зажигали спасовы свечи из нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались к каждой свече (а их было три - "троица"): "Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды - мир Солнца вам! Праведное Солнце, Луна ясная. Звезд свет, Небо пречистое, будьте милостивы к людям и к скоту! Леса, воды, воздух чистый, все души праведных, лада наши - всем вам во благо, на пользу!"
Как видим, здесь прославляются давние, именно языческие боги - Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжиночного обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и которым приносится в жертву хлеб. Этот обряд называется Велесовой или Спасовой Бородой (иногда - Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует о давности религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.
Славянские Боги Спасы.
Читайте также: Яблочный Спас: сильные молитвы на праздник Преображения Господня
Август-Спасовец
Исследовательница Галина Лозко в своей работе "Круг Сварога" пишет : "Кто же такой Спас и есть ли какие-то упоминания о нем в наших языческих источниках? Архаичность спасовых обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса".
Итак, как уже отмечалось, в августе древние славяне отмечали три Спаса.
Первый - Маковей, 13 августа, который связан с Богиней Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности. И мак - это символ плодородия и рода, поскольку в одной маковке множество зерен. К Первому Спасу пчеловоды отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелье, цветы, колосья для венков - все это предназначено к освящению.
Второй праздник этого цикла - Спас на горе, 19 августа. Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о "преображении" Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасы почитались на высоких горах, скалах или у истоков (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовения погибших воинов.
Третий Спас называется Хлебным Спасом, 29 августа, посвященный Дажбогу. Он приходится на завершение основных полевых работ. Наши предки с благодарностью обращались в молитвах к Спасу Дажбогу, который так щедро одаривал новым урожаем. По сей день хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью спроводжает она хозяина в поле, где он засеет озимые. А еще - это праздник чествования богини Лады Рожаницы, праматери всех богов, символа земли и основы основ. В христианстве этот праздник получил образ Успения Богородицы, матери Иисуса. Правда празднуется он 28 августа.
Читайте также: Украинцы празднуют Преображение Господне: что категорически нельзя делать
Спас на горе
Что и как праздновали 19 августа?
После семи шестидневных недель от Рождества Купала праздновался Великий Спас - или Спас на горе. В этот день на скалах и горах приносили жертву и требы богам, поминая павших героев-воинов. Пожертвования приносили "началами" - первыми летними плодами, как благодарность душам воинов за спасение нынешней жизни.
В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались ритуальном освящения, чтобы обеспечить достаток в течение года. А это достигалось и через жертву. Такую жертву приносили не только воде, огню, волхвам, но и кумовьям и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и тому подобное. В то же время осуществлялось и поминовения предков, после братчины говорили: "С нами поели и те души, которых вспоминали".
Освященные "начала" хранили до нового урожая или начала посева, их использовали в течение года для лечения, окуривания, оберега, а по окончании летнего круга - Круга Сварожьего - ритуально уничтожали остатки, то есть бросали в костер, на огороды, на воду.
Накануне второго Спаса (то есть 18 августа) происходило таинственное заклинание Житника - духа поля, чтобы земля была плодородной. А освященной водой окропляли вспаханную под озимые землю.
По В. Скуратовскому, собрав в корзину овощи, фрукты, мед, хозяева утром шли в храм (не путать с церковью). После службы волхв освящал принесенные продукты и свечи.
Вернувшись из храма, хозяин со свечой обходил пасеку, после чего приглашал семью на обед или община устраивала братчину. Сначала ели яблоки с медом, а затем употребляли другие блюда.
В христианстве же из-за отставания (перенос всех праздников на 13 дней) возникло расхождение между созреванием плодов и разрешением их потреблять. Поэтому представляется необоснованным запрет потреблять уже созревшие яблоки, ожидая целый месяц до "Преображение Иисуса Христа". Чтобы оправдать эти запреты, попы придумывали различные "легенды" об умерших детях, которые якобы лишаются на том свете золотых яблочек, если их мать съест яблоко до Преображения".
А еще в языческой вере не было Успенского поста, как это есть в христианстве.
Читайте также: Успенский пост: что можно и нельзя делать православным