Французский ученый Паскаль Котт заявил, что обнаружил под портретом Моны Лизы работы Леонардо да Винчи (также известным как "Джоконда") скрытый набросок, о котором ранее не было известно.
Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Journal of Cultural Heritage.
Используя аппаратуру собственного производства, Котт нашел следы эскиза, который был сделан в технике спольверо (spolvero). Это значит, что Леонардо да Винчи перенес изображение на деревянную панель углем - через отверстия, проделанные в линиях эскиза, подобно трафарету.
Следы угля Котт обнаружил около руки и линии волос на голове Моны Лизы. Он также считает, что художник в процессе создания картины поменял позу своей героини, повернув ее голову непосредственно в сторону зрителя.
Кроме того, Котт заметил, что на скрытом наброске в волосах Джоконды есть шпилька, что вызывает новые вопросы о замысле художника.
"У Моны Лизы не могло быть такой прически, - сказал ученый в интервью британской газете Express. - В это время в городе Флоренция такое было невозможно". Котт предполагает, что такие заколки могли изображать на портретах "реально не существующих женщин, например, богинь" - или же Девы Марии.
Иллюстративное фото (unsplash.com)
В описании исследования говорится, что, получив доступ к картине в 2004 году, ученый сделал цифровые снимки изображения мультиспектральной камерой собственного изобретения. Он утверждает, что применяемая им технология анализа отражения света позволяет увидеть дополнительные изображения между слоями краски.
В 2015 году Котт заявлял, что нашел под "Джокондой" второе изображение. Он предположил, что скрытая картина была портретом настоящей Моны Лизы, а всем известная картина - это изображение другой женщины.
Тогда его выводы специалисты подвергли сомнению, а Лувр отказался комментировать его заявление, сказав, что Котт не входит в исследовательскую группу музея. Как писал корреспондент Би-би-си Уилл Гомперц, художники очень часто по просьбе заказчика вносили изменения в уже законченные картины, поэтому присутствие на работе других изображений не вызывает удивления.
В новом исследовании Котта речь идет о первичном наброске, который был сделан перед тем, как на деревянной панели появилась краска.
Отметим, "Мона Лиза" - вероятно, самое знаменитое живописное произведение в истории искусства.
Предполагается, что Леонардо работал над ним в период с 1503 до 1517 год - в то время он жил во Флоренции и позже - во Франции. О том, кто именно изображен на картине, долгое время шли ожесточенные споры. Однако уже многие века считается, что это - Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком.
Как сообщал Realist, программисты создали нейросеть, которая смогла «оживить» лица Моны Лизы, Достоевского и Эйнштейна.