Томос

Томос: Москва проиграла, но битва за единую церковь в Украине только началась

05 января 2019 | 12:45

5 января начинается процедура предоставления томоса новой Православной церкви Украины (ПЦУ). Само вручение пройдет 6 января — в самый канун православного Рождества Христова (по юлианскому календарю). За время ожидания этого исторического события для Украины восторженная радость после избрания 15 декабря в Софиевском соборе в Киеве предстоятеля ПЦУ Митрополита Киевского Епифания сменилась горьким послевкусием. Верховная Рада предприняла попытку поставить вне закона Украинскую православную церковь (УПЦ МП), не признавшую создание новой поместной церкви. Духовенство православных церквей в Украине взяло паузу: даже самые ярые сторонники единой православной церкви в Украине не спешат вливаться в ПЦУ. Священнослужители начали предостерегать от излишнего вмешательства государства в дела новой церкви. Политологи увидели в создании новой православной церкви политические амбиции, бизнес интересы и даже геополитический расчет. И все единодушны: конфликтов вокруг церковных дел в 2019 году не избежать. И только надеются, что дальше локального уровня они не распространятся.

Закон «на посошок»

Поначалу реакция на Собор 15 декабря оставалась относительно спокойной. УПЦ МП заявила, что не признает его решения и запретила служение митрополитам Александру (Драбинко) и Симеону (Шостацкому) и другим священнослужителям, участвовавшим в Соборе 15 декабря. Москва ожидаемо стала угрожать: на этот раз расколом в мировом православии и кровавыми бунтами в Украине. Украинские власти заговорили о возросшей вероятности нападения России как месть за создание ПЦУ и инспирацию волнений внутри нашей страны.

20 декабря нардепы по ускоренной процедуре приняли закон, которым рассчитывают обязать УПЦ (МП) изменить название так, чтобы оно показывало связь с РПЦ
20 декабря нардепы по ускоренной процедуре приняли закон, которым рассчитывают обязать УПЦ (МП) изменить название так, чтобы оно показывало связь с РПЦ

Триггером нагнетания напряжения в Украине стал закон 2662-VIII, принятый народными депутатами 20 декабря. Тот самый закон о названиях религиозных организаций, чей центр управления находится в стране-агрессоре, оккупировавшей часть Украины. Так народные депутаты рассчитывают заставить УПЦ МП в течение 4 месяцев изменить свое название так, чтобы оно отображало связь с РПЦ. Закон также запрещает служителям УПЦ МП посещать линию боевых действий и воинские части.

Закон принимался по сокращенной процедуре (сразу в первом чтении и в целом) в последний день работы Верховной Рады перед уходом на каникулы до 15 января. В это время под парламентом прихожане УПЦ (МП) и священники, по их словам, молились, чтобы закон все-таки не был принят. Но за него отдали свои голоса 240 нардепов. Сразу после принятия закона фракция «Оппозиционного блока» зарегистрировала в Верховной Раде проект постановления № 5309-п об отмене результатов голосования на основании, как заявил ее глава Вадим Новинский, зафиксированного кнопкодавства.

22 декабря президент Порошенко закон подписал. 26 декабря после публикации он вступил в действие.

УПЦ МП переименовываться не собирается. «Новый закон, как этого бы не хотелось проголосовавшим за него, не касается УПЦ, потому что центр управления нашей Церкви находится не в стране-агрессоре, а в столице Украины — в Киеве, о чем и указано в нашем Уставе», — заявил Realist’y митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука. Церковь намерена оспаривать закон в Конституционном суде, а также, как сообщил Realist’y протоирей Николай Данилевич, — в ЕСПЧ. Как отметил митрополит Лука, этот закон нарушает не только 35 ст. Конституции, но и Устав ООН (ст. 39, 41 и 42) и ст. 17 Европейской Конвенции по правам человека, ратифицированную Украиной в 1997 году.

УПЦ (МП) не признало решение Собора от 15 декабря об избрании предстоятеля новой ПЦУ Епифания и запретила в служении тем своим представителям, которые приняли в нем участие
УПЦ (МП) не признало решение Собора от 15 декабря об избрании предстоятеля новой ПЦУ Епифания и запретила в служении тем своим представителям, которые приняли в нем участие

Инициатива законодательно обозначить связь УПЦ МП с РПЦ возникла не сейчас. В октябре 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован соответствующий законопроект № 5309. Но в июне 2017 г. главное научно-экспертное управления ВРУ дало ему отрицательную оценку.

Тем временем, напряжение между властью и УПЦ МП, возникшее с 2014 года, нарастало. На фоне пропаганды РПЦ и лично ее предстоятелем патриархом Кириллом «русского мира» как идеологической платформы для аннексии Крыма и военной агрессии на Донбассе, в Украине авторитет УПЦ МП падал. Это понимало и само руководство УПЦ.

30 ноябре 2017 года по просьбе Киевского митрополит Онуфрия Архиерейский Собор РПЦ внес изменения в устав. Как сообщил глава юротдела УПЦ Александр Бахов теперь в уставе РПЦ указано, что органами управления УПЦ являются Собор та Синод этой церкви во главе с ее предстоятелем, а центр управления — в Киеве.

«У нас свой церковный суд. Новые епархии утверждает Собор епископов УПЦ, новых архиереев избирает Синод УПЦ. Мы ни у кого разрешения не спрашиваем, а просто сообщаем для оглашения на Архиерейском соборе РПЦ. Более того, теперь мы имеем право открывать приходы за приделами Украины. Наш запорожский священник окормляет общину в Швеции», — комментирует митрополит Лука. По его словам, РПЦ не утверждает избранного предстоятеля УПЦ, а только благословляет того, кого избирают иерархи.

«Я участвовал в выборах Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, никто мне из Москвы не указывал, чтобы я голосовал за него. Однако, меня приглашали на встречу к губернатору, во время которой он и руководитель областного управления СБУ, передавали просьбу от президента проголосовать за ныне запрещенного митрополита Симеона (за участие в Соборе 15 декабря - R°)», - заявил Realist'y митрополит Лука.

Иерархи УПЦ МП утверждают, что никто не влияет на их решение при избрании предстоятеля, а глава РПЦ только его благославляет
Иерархи УПЦ МП утверждают, что никто не влияет на их решение при избрании предстоятеля, а глава РПЦ только его благославляет

Вместе с тем, священнослужители рассказывали о случаях вмешательства духовенства РПЦ при патриархе Кирилле. «Фактически руководство РПЦ контролировало УПЦ последние годы. Даже юридически в Уставе РПЦ говорится, что разграничение епархий и создание новых в Украине утверждается Синодом РПЦ. А на практике и назначение епископов утверждалось», — рассказал Realist'y священник Богдан Огульчанский, научный секретарь Открытого православного университета Св. Софии-Премудрости.

Митрополит Лука опровергает это утверждение: «За 13 лет моего архиерейского служения не помню случая, чтобы из РПЦ заставляли нас, архиереев УПЦ, принять то или иное решение или что-то нужное им говорить на проповеди».

Если УПЦ не переименуется по истечению четырех месяцев, то государство может подавать судебные иски, но шансы из-за явного нарушения конституционных прав выиграть почти нулевые. Об этом Realist’y говорили юристы, политологи и представители православного духовенства, независимо от отношения к УПЦ МП и новой ПЦУ. Зачем же нужен этот закон?

«Многозадачный» закон

«Закон создает юридический механизм давления не на всю УПЦ, а на тех ее служителей, у „рыльце в пуху“: дома по 700 кв м, дорогие машины, пр., — комментирует Realist'y директор социологического центра „Украинский барометр“ Виктор Небоженко, — также те, кто сильно ратовал за Москву, уже к июлю будут в новой церкви. Власть им показывают коридор выхода».

СБУ пригласила для беседы священников УПЦ МП, которые назвали это допросоми
СБУ пригласила для беседы священников УПЦ МП, которые назвали это допросоми

СБУ уже включилась в церковные дела. После обысков в начале декабря 2018 года для беседы были приглашены некоторые священнослужителями УПЦ МП.

«Закон нужен, чтобы под административным и информационным давлением спровоцировать переток прихожан в новую ПЦУ. Эта картинка нужна, чтобы подкрепить тезис президента, что все украинцы хотят в новую единую церковь», — комментирует Realist'y директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Настроения населения в отношении новой ПЦУ уже изучают местные госадминистрации. В поручении Киевской облгосадминистрации к Обуховской райгосадминистрации информацию требуется подать до 6 января.

Но давление государства и информационная дискредитации могут дать обратный эффект. «Закон граничит с вмешательством государства в церковные дела. Если не переименуются, то их могут лишить регистрации, — говорит Realist’y директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик, — а с другой стороны, что изменится после переименования? Государство закрыть их не сможет. Заставить молиться в „правильной“ невозможно. Наоборот могут возникнуть протесты. Государство только создаст культ гонимой церкви».

Геополитика, выборы и церковное имущество

Для многих в Украине неожиданным стало ускорение создания единой автокефальной церкви. Ине случайно он совпал с окончанием каденции президента Порошенко. У следующего президента столь сильных амбиций войти в историю через акт направленный на реализацию национально-народной мечты может и не быть. Неумолимая социология показывала, что Петру Порошенко все сложнее будет переизбраться на второй срок.

Виктор Небоженко называет это «блестящей операцией с использованием честолюбия украинского президента для решения важнейшего геополитического вопроса»: «В 2014 году РФ напала на Украину. Украина не может, даже если с НАТО, сопротивляться России. Автокефальная церковь для Украины — стратегический удар Запада по России, который серьезно обрушил помощь, которую давал Путину Кирилл».

После создания в Украине ПЦУ патриарху Кириллу сложно будет идеологически помогать президенту Путину в его агрессивной политике в отношении Украины
После создания в Украине ПЦУ патриарху Кириллу сложно будет идеологически помогать президенту Путину в его агрессивной политике в отношении Украины

«В России империя держалась на царе, народе и церкви. Украина своим простым решением создать свою поместную церковь угробила Московский патриархат не как центр православия, а как источник российской империи 21 века», — говорит Виктор Небоженко.

Андрей Золотарев отмечает, что самостоятельно главы разных православных церквей в Украине не могли договориться – нужны были посредники. Посредники, вероятно, осознавали социально-политические риски предприятия. Полную свободу действий новая украинская церковь не получила. Константинополь оставил в Уставе за собой некоторые рычаги для сдерживания рисков возникновения конфликтов между православными церквями в Украине.

Встреча предстоятеля УПЦ МП митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия с послом США в Украине Мари Йованович
Встреча предстоятеля УПЦ МП митрополита Киевского и всей Украины Онуфрия с послом США в Украине Мари Йованович

А Устав привязан к томосу. Если устав будет существенно изменен без согласия Константинополя, то это может стать поводом для отзыва томоса или непризнания ПЦУ другими церквями. «Пожелания Константинополя направлены на то, чтобы ПЦУ сохранила универсальные качества церкви (апостольской, соборной), и чтобы национальные интересы не преобладали над христианскими ценностями», — говорит священник Богдан Огульчанский.

Второй большой риск для Украины — конфликт вокруг церковного имущества, который усиливается личной заинтересованностью президента Порошенко. «Порошенко захочет помочь молодому предстоятелю молодой церкви продажей этих дорогущих активов — Печерская Лавра, Почаево, Одесская епархия — там же миллионы долларов, — говорит Виктор Небоженко. — Если нам не дали полную автокефалию, в том числе из опасений, что до марта президент перепродаст это имущество».

В Украинских СМИ со ссылкой на церковные источники уже появилась информация, что президент Порошенко обсуждал с патриархом Варфоломеем передачу ряда храмов — причем которые в пользовании разных православных церквей: обеих УПЦ (МП и КП) и АУПЦ.

УПЦ МП занялась сохранностью своего имущества одновременно с активизацией процесса создания новой церкви. Около полугода назад начала перерегистрировать его на епархиальные управления. В таком случае, если священник и церковная община захотят перейти из УПЦ в ПЦУ, то не смогут забрать здание церкви и арендованную под ним землю.

В новой ПЦУ доминировать будет бывший УПЦ КП, а также сильно влияние государственной власти
В новой ПЦУ доминировать будет бывший УПЦ КП, а также сильно влияние государственной власти

Имущественные конфликты заложены на разных уровнях: противоречий внутри УПЦ, внутри созданной ПЦУ, на местном уровне церковных громад и до международных, с учетом интереса Москвы к православным храмам Украины, а теперь и Константинополя.

«Сами священники, опасаясь, что Порошенко начнет распродавать дорогие епархии и приходы, сделают все, чтобы пока не сменится власть, не ускорять этот процесс. Ведь Порошенко как бизнесмен может брать у всех», — отмечает Виктор Небоженко.

Пока все стороны показывают свою незаинтересованность в конфликтах вокруг имущества. Даже патриарх УПЦ КП Филарет заверил, что «никакого насильственного захвата храмов не будет, а будет свободный переход тех, кто этого хочет». Предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний подтвредил это.

Политики тоже осторожны в церковной теме. Политологи единодушны, что, хотя Петр Порошенко хотел бы сделать ее одной из топовых предвыборных тем (закон как раз обязывает переименоваться в течение месяцев президентской гонки), но остальные кандидаты в президенты и большинство партий, кроме националистических, будут стараться обходить острые углы и не педалировать эту тему.

«По-настоящему процесс создания церкви начнется после смены президента», — считает Виктор Небоженко. По словам священнослужителей, он будет не спешный, сначала локальными громадами и с многоуровневыми договоренностями. Но влияние РПЦ в Украине будет уменьшаться. Та же УПЦ будет стараться дистанцироваться от антиукраинских заявлений руководства РПЦ. И все наблюдатели надеются, что дальше локальных уровней конфликты вокруг церковных дел в нашей стране не перерастут.