Древней славянский праздник Масляной недели - почти не тождественен празднику Масленицы, который приобрел популярность уже в 18 веке после признанной религиеведами основательной компиляции религиозных верований - когда древние славянские праздничные дни в ходе нескольких церковных реформ объединили с христианством, изменив празднования Нового года.
В то время была необходимость религиозного примирения с сохранением как старых традиций празднования, так и внедрение новых. В том числе и понятие "поста" и соблюдение строгих правил питания в Великий пост перед Пасхой.
"ВеликДень" у славян называлось Новолетие, когда после Весеннего равноденствия начинался "большой день". Но по христианским традициям Пасха - это праздник, зависящий от лунного календаря. В конце концов, для уравновешивания традиций славянских и христианских, скомпилировали и празднование "ВеликаДня" с Пасхой, и с Масленицей, что по новым правилам совпадало с «сыропустной неделей» - неделей, предшествующей Великому посту.
Но Масляная неделя - это скорее не название праздника, а его признак. Ведь на Масляную неделю лакомились жирными блюдами, приготовленными из свинины, и блюдами с сыром и маслом. А вот название по древними верованиями - Колодий.
Рассмотрим все по порядку.
Откуда название Колодий
Колодий - это не от слова «колода», хотя в праздничных обрядах «Колодия» неженатым парням, которые не нашли себе пару в течение года, цепляли к ноге колодку.
Колодий - это два слова: «коло» (круг) и «дия» (действие). Итак, этот праздник солнечного круга, когда небесное светило, сделав свой круг, делало новое действие - заходило на Новолетие, приближаясь к 21 марта, Весеннему равноденствию. Новолетие - новое лето.
Поэтому Колодия - это праздник обновления, молодости и любви, а вместе с тем и браков. А колодка, привязана к ноге холостых парней - фаллический символ «ненужности мужского начала». Мол, зачем тебе мужской символ, если ты не собираешься продолжать свой род?
Когда праздновали Масляную неделю-Колодия
Празднование Колодия начиналось за неделю, предшествующую неделе Новолетия. То есть с 7 по 14 марта. Это была неделя завершения «Большой Велесовой ночи», то есть завершение темных зимних дней. Велесова ночь начиналась на осеннее равноденствие 21 октября, выравнивалась на зимнее солнцестояние, 22 декабря.
Именно на весеннее равноденствие Велес, бог Нави (потустороннего мира, мира мертвых, бог мудрости, знаний, волшебства и зверей) возвращался из путешествия по двум другим мирам - Яви (мира людей) и Прави (мира богов).
В Яви Велес находился от Осеннего равноденствия, потом на Зимнее солнцестояние шел в мир людей - Правь. Именно 19-21 декабря (Ничего не напоминает? Например праздник Николая) Велес начинал свое правление миром людей, которое заканчивалось на Колодия. Тогда Велес возвращался в мир Нави - мир мертвых, а через неделю люди чествовали предков (Прощеное воскресенье). С тех пор начиналось правления Ярилы-Даждьбога, который в Весеннее равноденствие создавал ВеликДень - Новолетие.
Блюда на Колодия (Масляную неделю)
Стоит отметить, что в древних славянских верованиях не существовало ни одной сложного блюда, которое не имело своего символического значения. Под сложными блюдами имеется в виду блюда, требующие тщательного приготовления, содержали несколько компонентов и состояли из нескольких этапов приготовления.
Самыми традиционными блюдами на Колодия были вареники с творогом и холодец из свиных ножек.
Вареники - это символ рогов, которые в свою очередь символизировали самого Велеса. Таким образом наши предки «заговаривали» блюдо, посвящая ее одному из самых влиятельных богов. Ведь Велес - сын всемогущего и самого древнего бога Рода и богини Лады, брат Сварога.
Поэтому вареники - как сложная обрядовая пища, вмещали в себя продукты растениеводства и животноводства. То есть сочетала дары богов.
Холодец из свиных ножек - скорее был блюдом в знак того, что люди пользуются даром Велеса - скотом, который был дан для жизни человека. А также символ прощания с холодными днями. Конечно, готовили и другие блюда из мяса, творога и масла.
А что же блины?
Блины - это также обрядовая пища. Но после смешивания религиозных верований они потеряли свой символизм. Точнее этот символизм перекочевал из одного праздника в другой, и блины и стали символом Масленицы. А на самом деле блины - это блюдо, которое готовили именно на Новолетие - на весеннее равноденствие, когда Ярило-Солнце становился на новое лето. Круглые золотистые блины - как символ летнего Солнца-Ярилы. Тогда же, кстати, пели и щедривки. До наших дней дошла обрядовая украинская песня, значение которой при исполнении зимой совершенно непонятное.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
– Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
Конечно, ласточки не прилетают в январе, так же, как и овечий окот не происходит в январе.
Так праздновать или нет?
Как видим, древняя славянская Масляная неделя (Колодий) перекочевала в Масленицу, которую внедрили после реформ Петра I, в том числе и религиозных. Тогда праздники Колодия и Новолетие «скомпилировали», добавив христианских постулатов и обрядов, назвав «сиропустнимы» или как-то иначе недели, предшествовавшие так называемом Великому посту согласно внедренным на территории Руси-Украины праздником Пасхи и Воскресения. До этого праздник Воскресения отождествлялся с Новолетием, возрождением Ярилы.
Конечно, праздник должен быть. И сейчас вопрос не в том, что именно праздновать. Ведь с давних времен наши предки не знали слово «религия», а просто жили в гармонии с природой, верили во всесильных могущественных богов - тех, которые руководили всем живым на Земле, поклонялись им, а не боялись. Почитали богов, были детьми богов, а не рабами.
Масленая неделя или Масленица, которая уже стала традиционной - это праздник фактически встречи весны. Поэтому радуемся приходу тепла и желаем родным и близким щедрости и любви божьей.