24 февраля в голливудском театре «Долби» состоялась 91-я церемония вручения наград премии «Оскар». Лауреаты 2019 года оказались по-хорошему предсказуемыми и логичными в контексте социальных и политических процессов, происходящих в США: американские деятели шоу-бизнеса не стесняются поднимать муссируемые в обществе темы, умеют их выразительно раскрыть и получают за это заслуженное признание. Разбираем, чем отличились главные победители «Оскара» в 2019 году — лучший фильм, режиссер, актриса и актер.
Лучший фильм — «Зеленая книга»
Когда 22 января 2019 года Американская киноакадемия объявила номинантов на «Оскар», многие пользователи социальных сетей иронизировали над злободневной тематикой заявленных фильмов: «Зеленая книга» и «Черный клановец» рассказывают о расизме, «Черная пантера» — о сказочно мощной африканской стране, «Фаворитка» — о лесбийских отношениях и женской власти, «Богемская рапсодия» — о гомосексуальном музыканте-эмигранте, «Рома» — о мексиканской домработнице, а «Власть» — о коварном политике-республиканце. Только «Звезда родилась» выбивалась из общей картины простым романтическим сюжетом. Впрочем, даже в него режиссер Брэдли Купер добавил актуальные подтемы психического здоровья и самореализации женщин. Означает ли это, что режиссеры и продюсеры ориентируются на повестку дня, рассчитывая на коммерческий успех и награды? Возможно. Делает ли это их фильмы фальшивыми и плакатными? Нисколько.
«Оскар» за лучший фильм, лучший оригинальный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана ожидаемо достался «Зеленой книге» Питера Фаррелли: ранее картина в победила в трех аналогичных номинациях на кинопремии «Золотой глобус», которую не случайно называют генеральной репетицией перед «Оскаром».
Основанная на реальных событиях комедия поднимает тему расовой сегрегации, более 100 лет существовавшей в США после запрета рабства в 1865 году. Знаменитый пианист Дон Ширли (Махершала Али) в 1962 году отправляется в турне из прогрессивного Нью-Йорка в южные штаты, где процветает расизм и предубеждения. Его водителем и телохранителем становится вышибала Тони Валлелонга (Вигго Мортенсен), который, несмотря на итальянские корни, и сам не отличается толерантностью. В путешествии мужчины ориентируются на зеленую книгу — путеводитель, указывающий, где чернокожие могли безопасно остановиться на ночь или поужинать. Знакомство с талантливым музыкантом и жестокой реальностью, которая его окружает, меняет взгляды Тони, а его заступничество и дружба вытаскивают Дона из пучины пессимизма.
«Зеленая книга» — увлекательное роуд-муви, в котором трагичное переплетено с комичным в идеальной пропорции. Из-за такой аптечной точности у зрителей остается как теплое «послевкусие», так и повод задуматься о том, что на самом деле объединяет людей с разным цветом кожи, культурным бэкграундом или социальным статусом.
«Я знал, что этот фильм получит отклик, мы сделали его правильно. То, как его приняли, — огромное удовлетворение для меня, — сказал режиссер Питер Фаррелли в интервью каналу ABC после вручения награды. — Когда мы писали сценарий, я все время повторял людям: „Это моя первая драма“ (ранее Фаррелли снимал комедии — R). Но в процессе съемок я осознал, что фильм довольно забавный. Все это потому, что у нас честные персонажи, естественный юмор и два потрясающих актера, которые могут сделать многое из малого».
Лучший режиссер — Альфонсо Куарон
Мексиканский режиссер Альфонсо Куарон давно и успешно работает в США и Великобритании, а его научно-фантастическая драма «Гравитация» с Сандрой Баллок в 2014 году получила «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший монтаж. Но «Рома» коренным образом отличается от всего, что Куарон делал раньше. Более того, фильм едва ли похож на любое другое кино, выходившее в 2018 году на больших экранах или стриминговых сервисах (прокатными правами на «Рому» владеет Netflix).
То, с каким трепетом «Рому» приняли мировые критики, дало понять, что номинированный в 10 категориях фильм едва ли останется без «Оскара». Так и случилось: неспешная черно-белая драма о жизни мексиканской горничной принесла Альфонсо Куарону три награды — «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа» и «Лучший фильм на иностранном языке».
«Рома» рисует короткий отрезок жизни молодой мексиканской домработницы Клео (Ялица Апарисио), переехавшей в Мехико из небольшой деревни. Девушка убирает в особняке и ухаживает за четырьмя детьми семейства, в котором тревожная мать тщетно пытается наладить отношения с безразличным мужем. В режиме реального времени зритель погружается в незатейливый быт Клео, переживая вместе с ней большие надежды и разочарования, жгучий стыд, парализующией страх и отвагу.
«Рома» — очень проникновенная, отчасти автобиографическая картина. Куарон посвятил ее своей няне Клео и детству, которое прошло в мятежном Мехико начала 1970-х. Столь важный проект он не смог доверить чужим рукам, потому также выступил его сценаристом, оператором и сопродюсером. Результат — образцовое авторское кино, демонстрирующее талант Альфонсо Куарона как режиссера-постановщика.
Во время вручения режиссерского «Оскара» Куарон поблагодарил Академию за признание фильма, посвященного женщине из коренного населения Америки — «одной из 70 миллионов домашних работников, не имеющих прав на работу». Он описал «Рому» как фильм, выдвигающий на первый план персонажа, которого в кино исторически отводили назад.
Пока Дональд Трамп собирает деньги на строительство стены с Мексикой, признание «Ромы» имеет не только культурное, но и символическое значение. Впрочем, художественная ценность этого фильма сохранилась бы независимо от политического контекста.
Лучшая актриса — Оливия Колман
Ранее Realist подробно писал о достоинствах черной комедии Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», номинированной на «Оскар» в 9 категориях. Остроумная история о трех харизматичных женщинах, борющихся за власть доступными им методами, уже собрала ворох наград, а Оливия Колман, сыгравшая королеву Великобритании Анну, получила премию BAFTA и вещий «Золотой глобус» как лучшая актриса. Ее главной соперницей была 71-летняя Гленн Клоуз, чья блестящая игра в драме «Жена» делала оскаровскую гонку напряженной. Но ленивое королевское могущество и молниеносно меняющийся спектр эмоций Анны Стюарт победили интеллигентную и терпеливую героиню Клоуз.
«Победа была по-настоящему напряженной, но это здорово! У меня есть „Оскар“!» — начала свою торжественную речь взволнованная победительница. Также она извинилась за победу перед Гленн Колуз. — Ты была моим кумиром так долго, я не так себе это представляла".
За извинениями последовал бесконечный список благодарностей. «Досталось» режиссеру Йоргосу Лантимосу, коллегам Эмме Стоун и Рейчел Вайс («двум лучшим женщинам, с которыми можно работать»), родителям, агенту, публицистам, троим детям и мужу Эду Синклеру. Действительно, Оливия Колман до сих пор не могла похвастаться громкими ролями, работая на втором плане.
Участие в «Фаворитке» сделало Оливию Колман звездой мирового масштаба. Можно ожидать, что в будущем у 44-летней актрисы появится больше ярких ролей, а «Оскар» станет для нее комфортным карьерным лифтом.
Впрочем, Колман не вовсе не стремится быть медийной персоной. В комментарии The Guardian в самом начале триумфального шествия «Фаворитки» актриса призналась, что у нее «аллергия на внимание, которое привлекает оскаровская кампания».
«Меня тошнит от всех этих разговоров о награждении, — сказала она. — Но если честно, я всегда мечтала получить „Оскар“».
Рами Малек — лучший актер
За пару месяцев до конца съемок «Богемской рапсодии» режиссера Брайана Сингера уволили за нарушение графика съемок и конфликтов с коллегами, а затем подвергли обструкции из-за обвинений в изнасиловании. Но скандалы не повлияли на успех картины, которая не только собрала 854 млн долларов в прокате (при бюджете в 52 млн), но также получила максимальное количество «Оскаров» в 2019 году: за лучшую мужскую роль, лучший монтаж, лучший звук и лучший звуковой монтаж.
Секрет успеха фильма частично заключается в культовом статусе ее главного героя — фронтмена группы Queen Фредди Меркьюри. Queen до сих пор остается одной из самых уcпешных рок-групп в мире, а в 2018 году ее участники получили почетную премию Грэмми «за музыкальные достижения всей жизни». С таким обилием поклонников фильм едва ли мог провалиться (хотя его сценарий и диалоги откровенно оставляют желать лучшего).
Вторым компонентом успеха, спасающим весь фильм, стал Рами Малек, ранее известный благодаря роли в сериале «Мистер робот». Теперь он вошел в историю как первый актер арабского происхождения, получивший «Оскар».
Рами Малек родился в 1981 году в Лос-Анджеле в семье египетских мигрантов из Каира. В детстве он говорил по-арабски, воспитывался в коптской православной вере (христианская церковь Египта) и рос в разнообразном, мультикультурном сообществе. То, что ему предложили роль иммигранта из Занзибара Фредди Меркьюри, стало символичным событием, которое обернулось успехом и для актера, и для создателей фильма. Пластичность Малека и его трудолюбие принесли желанные плоды. Чтобы повторить мимику, жесты и движения Меркьюри, актер интенсивно занимался с тренерами по танцам и вокалу. Результат — потрясающе реалистичное перевоплощение в одного из самых ярких и неординарных артистов в мире.
Теперь 37-летний актер, чья карьера до 2018 года была далеко не впечатляющей, может рассчитывать на интересные предложения и сложные роли. Получив заветную статуэтку, Малек сказал, что признание и огромная аудитория, которую получил фильм, указывают на растущий аппетит к историям о меньшинствах. Другие лауреаты «Оскара» в этом году подтверждают его слова, а грядущие голливудские проекты покажут, были ли они пророческими.