Кино

Репетиция перед «Оскаром»: кому и за что вручили премии BAFTA-2019

12 февраля 2019 | 12:53

11 февраля Британская академия кино и телевизионных искусств BAFTA вручила награды за достижения в области кинематографии. На церемонии награждения в 2019 году доминировали два фильма: «Фаворитка» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса и «Рома» мексиканца Альфонсо Куарона. Оба они также номинированы на «Оскар-2019», потому успех у жюри BAFTA повышает их шансы на признание Американской киноакадемии.

Фильм «Фаворитка» получил 7 наград, в том числе в категории «Лучший британский фильм». Но лучшим фильмом года академики назвали «Рому», а сам Куарон выборол звание лучшего режиссера. Фильм Netflix уже получил несколько престижных наград (включая «Лучшего режиссера» на «Золотом глобусе»), и победа над остроумной «Фавориткой» и дорогим байопиком «Богемная рапсодия» говорит о том, что проекты стриминговых сервисов окончательно утвердились как оригинальный и высококлассный кинопродукт.

Трейлер фильма "Рома"

Актеры-конкуренты

Оливия Колман, исполнившая роль британской королевы Анны в «Фаворитке», на всех кинофестивалях соперничает с Гленн Клоуз, сыгравшей в шведско-американской драме «Жена». Неудивительно, что британцы решили наградить соотечественницу: если через несколько недель она получит «Оскар», будет попросту неприлично лишить ее национальной награды.

Трейлер фильма "Фаворитка"

Рами Малек получил приз за лучшую мужскую роль в фильме «Богемская рапсодия». Американский актер египетского происхождения победил сильного соперника — Кристиана Бэйла в роли вице-президента США Дика Чейни в фильме «Власть». Как и в случае с Колман и Клоуз, Бэйл и Малек уже который фестиваль подряд оказываются в гонке за наградами. Но триумф Малека на BAFTA и «Золотом глобусе» увеличивает его шансы на «Оскар».

За роль Фредди Меркьюри американец Рами Малек уже получил премии «Золотой глобус», Гильдии киноактеров США и BAFTA
За роль Фредди Меркьюри американец Рами Малек уже получил премии «Золотой глобус», Гильдии киноактеров США и BAFTA

Американский актер Махершала Али, неустанно радующий публику разноплановыми ролями, получил еще один приз — «Лучший актер второго плана» в биографическом фильме «Зеленая книга». Лучшей актрисой второго плана стала Рэйчел Вайс, сыгравшая герцогиню Мальборо в «Фаворитке». Некоторых такое распределение планов может удивить, поскольку в «Зеленой книге» Али и Вигго Мортенсен имеют роли одинаковой значимости. То же самое можно сказать и о равноправном трио актрис в «Фаворитке»: ни Эмма Стоун, ни Рэйчел Вайс не выглядят второстепенным «довеском», раскрывающим персонажа Оливии Колман.

Оливия Колман не согласна, что ее роль в фильме “Фаворитка” является главной
Оливия Колман не согласна, что ее роль в фильме “Фаворитка” является главной

Главные темы большого кино

В 2018 году церемонии награждения «Золтого глобуса», BAFTA и «Оскара» были тематически посвящены движению против сексуальных домогательств #TimesUp и #MeToo. В этом году громких выступлений было меньше, но вместо них повестку дня диктуют сами фильмы-номинанты.

Драма «Жена» с Гленн Клоуз рассказывает об освобождении талантливой женщины, которая всю жизнь оставалась в тени своего мужа. «Фаворитка» представляет собой политическую сатиру о борьбе за власть между тремя сильными женщинами. Комедия Спайка Ли «Черный клановец», получившая на BAFTA приз за лучший адаптированный сценарий, основана на реальной истории афроамериканца и еврея, проникших в Ку-клукс-клан. Явная критика политической элиты звучит в фильме «Власть». Фильм «Богемская рапсодия» отдает дань уважения квир-иконе Фредди Меркьюри. «Зеленая книга» представляет собой теплую историю о преодолении расовых и социальных стереотипов. «Рома» Альфонсо Куарона повествует о домработнице, которая в Мехико 1980-х годов сталкивается с целым ворохом злободневных проблем, будь-то классовость общества или преграды на пути к эмансипации.

Сцены из фильмов, номинированных на "Оскар-2019"

Награды за истории, прославляющие женщин и меньшинства, говорят о духе времени гораздо красноречивее, чем флешмобы в социальных сетях. Кино меняется вместе с запросами общества, и в эпоху Дональда Трампа и его миграционной политики грядущий «Оскар» априори не будет аполитичным.

В какой-то мере популярные фильмы сегодня превращаются в манифесты, но это — абсолютно логичный процесс в обществе, где творческие люди не делают вид, что искусство отделено от политики, и не стесняются выражать свою гражданскую позицию, стараясь угодить всем.