С 1 декабря в кинотеатрах начался показ фильма «120 ударов в минуту». Realist расскажет, почему просмотр этой ленты может оказаться сложным, но очень важным для зрителей. Речь пойдет о борьбе со СПИДом, которая, к сожалению, остается актуальной темой для Украины.
В 90-х Франция была напугана эпидемией страшной болезни, о которой старались не говорить вслух. За 20 лет противостояния с ВИЧ/СПИД французам удалось побороть информационную неграмотность и предоставить больным необходимое лечение.
Сегодня в Украине ситуация напоминает французские 90-е. Согласно статистике, в начале 2017 года в Украине проживали 238 тыс. человек с ВИЧ. Ежедневно врачи регистрировали 48 новых случаев ВИЧ-инфекции, у 24 пациентов диагностировали СПИД, 8 человек от него умирали.
Французский режиссер Робен Кампийо, посетивший Киев в рамках показа его фильма, считает, что об этих проблемах нельзя умалчивать. Об этом он говорит в ленте «120 ударов в минуту», а также в беседах с журналистами и активистами, знающими о проблемах людей, живущих с ВИЧ-инфекцией.
Сюжет «120 даров в минуту»
Париж, начало 1990-х. Люди умирают от СПИДа уже более десяти лет, но правительство и фармацевтические компании игнорируют эту проблему. Тогда активисты группы Act-Up Paris начинают борьбу против всеобщего безразличия. Мужчина по имени Натан становится одним из участников группы, которая занимается распространением информации о болезни. Там он знакомится с Шоном — молодым человеком, который намерен бороться за права ВИЧ-инфицированных людей.
«120 ударов в минуту» — это история любви, которая происходит во время страшной эпидемии. Это призыв не мириться со смертью, но говорить о ней, чтобы другие инфицированные имели шанс на жизнь. Это реальность людей, от которых в страхе отворачивается общество.
- Лента участвовала в основной конкурсной программе 70-го Каннского международного кинофестиваля в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь». Фильм получил Гран-при фестиваля, приз Queer Palm как лучший фильм ЛГБТ-тематики.
О чем говорил режиссер Робен Кампийо в Киеве
«В начале 90-х я был членом международной организации по борьбе со СПИДом ACT UP. Я попал в нее приблизительно через 10 лет после того, как во Франции началась эпидемия ВИЧ/СПИДА. После длительного молчания общества произошел прорыв, и мы перестали бояться говорить о том, что волновало всех.
Я принимал участие почти во всех акциях, которые зрители видят в фильме. Это длилось около 3−4 лет. Также я как журналист выпускал статьи в ответ на высказывания дискриминационного характера по отношению к тем, кого затронула эпидемия. Это касалось не только гомосексуалистов, наркоманов, проституток, но и других людей".
Режиссер вспоминает, что самым сложным в работе над фильмом было не снимать драматические сцены, а писать сценарий. «Его я создавал, опираясь на свой опыт, другими документами не пользовался. Иногда мне было эмоционально очень тяжело переживать заново некоторые эпизоды. Так, к примеру, я действительно приходил к погибшему другу и помогал его матери переодеть тело. Такая сцена есть в фильме «120 ударов в минуту», — говорит Кампийо.
«Для меня это очень личный фильм, потому что я делал его, опираясь на воспоминания о тех временах и людях, которых я потерял. Мне кажется, у нас не было другого выхода, потому что шла речь о жизни и смерти».
«Создавая ленту, я не ставил перед собой цель учить зрителей морали. Я просто вспоминал личный опыт той эпохи. О том, как мы в какой-то момент перестали чувствовать себя жертвами и стали присоединяться к борьбе. Перешли от пассивно-жертвенной позиции к позиции активного участия в мероприятиях».
Робен Кампийо настаивает на том, что главным персонажем в фильме «120 ударов в минуту» стал не определенный персонаж, а сила слова. Режиссер говорит, что с помощью высказываний появляется сила формировать действительность.
«Когда идет речь об эпидемии, очень важно прислушаться к ВИЧ-позитивным людям. Их голоса и мысли нужны для эффективной борьбы с этой болезнью».
Просматривая киноафишу, ленту «120 ударов в минуту» можно найти далеко не во всех кинотеатрах. Фильм о болезни, да еще и о гомосексуальных отношениях, не может стать массовым, это очевидно. Но если у зрителя нет предубеждений, сходить на него нужно. Ради понимания проблемы и людей, которые находят в себе силы не сдаваться.
Читайте также: премьеры декабря 2017 года