Мусульмане составляют в Украине менее 3,3%, как сообщает Институт религиозной свободы. Лидером мусульман Украины является Верховный муфтий, шейх Ахмед Тамим. Он — один из самых высокообразованных духовных лидеров Украины, с очень интересной личной историей. Родился и получил образование в Ливане. В 1970-х годах приехал в Украину и стал студентом кафедры вычислительной техники Киевского политехнического института. В то время он был одним из немногих иностранцев в числе «первопроходцев» украинской школы программирования. Выходец из религиозной семьи, Ахмед был поражен навязыванием диалектики материализма и доктрины коммунизма, которые тогда в обязательном порядке изучались в советских вузах.
При этом шейх Ахмед был глубоко подкован в религиозных вопросах. Он закончил теологический факультет «Имам Ауза’и» в Арабском университете Бейрута. Также глубокие духовные знания он получил от богословов и религиозных авторитетов Ближнего Востока. Его духовным наставником был выдающийся теолог современности, ученый-мухаддис стран Шама (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания) шейх Абдуллах аль-Харарий, который дал ему разрешение (иджазу) на преподавание исламских наук по всем своим книгам. Также иджазу на передачу знаний ислама Ахмед Тамим получил от главы имамов-хатыбов эмирата Дубай (ОАЭ) шейха Мухаммада ‘Адиля Азизата Аль-Каялий Аль-Хасан. С начала 1990-х он стал муфтием Украины. Realist беседовал с шейхом Ахмед Тамимом об основах ислама и его влиянии на современную науку.
Образование — главный предохранитель радикализма
— Какой была позиция ДУМУ (Духовное управление мусульман Украины) относительно аннексии Крыма?
— Вопрос Крыма — это вопрос всей страны. И наша позиция была заявлена совместно с Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций. Мы всегда помогаем нуждающимся, по мере наших возможностей. Тех, кто обращался к нам, мы не оставили без внимания, несмотря на то, откуда они приехали: из Донбасса или из Крыма.
— Какие задачи Вы считаете для себя наиболее актуальными и с какими проблемами сталкиваетесь при их решении?
— Первоочередной задачей всегда было и остается обеспечение образования мусульман. Наша цель — уберечь украинское общество от крайностей. Когда в государстве есть беды и нищета, то может появляться почва для развития радикализма и крайностей. Наша цель — не допустить этого, а значит, нужно просвещать мусульман, давая наряду с духовными, современные знания.
Из-за событий на Донбассе и в Крыму мусульмане потеряли два важных филиала Исламского университета — в Донецке и Симферополе.
Это нанесло большой ущерб образованию, хотя мы и старались найти замену, но это оказалось очень тяжело. Если возвращаться к вопросу образования, то, кроме университета, у нас есть школа, в которой дети иммигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев проходят адаптацию. У нас есть люди разных национальностей, и многие из них не знают украинского и русского языков. Если детей сразу отправить в обычные школы, им будет нелегко. Мы давно просим содействия, чтобы найти возможности для аренды помещения, чтобы школа могла функционировать эффективнее и принимать больше детей.
Часто наши проблемы связаны с человеческим фактором: нет понимания и быстрой реакции со стороны некоторых чиновников. Мы давно просим место под кладбище для мусульманских общин в разных регионах, но ответов зачастую не получаем.
— Чему учат в Украинском исламском университете и какова его численность?
— Это высшее учебное заведение признано многими исламскими научными центрами мира за достижения в педагогической и научной деятельности. В нем учатся десятки студентов. Они получают религиозное образование, чтобы правильно читать Коран, быть имамом, хадисоведом или педагогом теологических исламских наук.
Учебная программа соответствует требованиям Министерства образования и науки Украины. Гуманитарные и технические дисциплины: история, география, математика, азы исламской медицины, право и законодательство ислама, основы жизни в мультикультурном обществе и философия. Общеобразовательные предметы — одинаковые. Религиозные дисциплины мы стараемся подбирать таким образом, чтобы они подходили представителям различных исламских культур и школ.
Лоббисты Украины
— В начале 1990-х Вы занимались бизнесом: привозили на реализацию электронику. А обращаются ли к Вам сегодня за советом по вопросам бизнеса в Украине?
— Если к нам или ко мне лично обращаются за советом, то я даю его. Но в целом мы бизнесом не занимаемся.
В наших интересах — развитие Украины, в том числе, через деловое сотрудничество со странами Востока. Мы выступаем посредниками для консультаций и показываем бизнесменам исламского мира, что с Украиной можно иметь дело.
Украинским бизнесменам мы советуем обращаться напрямую в посольство конкретной страны, с которой они хотят сотрудничать. Мы — не бизнес-центр, и мы не посредники в бизнесе. Когда в Украину приезжают предприниматели из-за границы и спрашивают, как можно развивать дела в стране, то в соответствии с нормами ислама мы советуем и подсказываем, как можно эффективно работать в украинской среде. Например, в Украину приезжали бизнесмены, которые хотели открыть фабрику в Харькове. Им нужны были специалисты для юридического сопровождения. Если мы знаем таких юристов, то мы их рекомендуем.
Бывают бизнесмены, которые занимаются производством продуктов питания и заявляют, что производят «халяль». Но при этом у них нет специалиста, который может дать такое заключение.
— Объясните, пожалуйста, что такое «халяль» и кто может его подтвердить?
— Халяль — в переводе с арабского языка дозволенное, разрешенное. Чаще всего, когда говорят о халяль, имеют в виду продукты питания. Дело не только в том, что мы не можем употреблять свинину или алкоголь. Сертификат Халяль — это не просто бумага с подтверждением качества, это — разрешение на употребление и одновременно моральная норма в исламском мире. Кроме того, данный сертификат существенно расширяет рынок сбыта украинской продукции и показывает высокую социальную ответственность производителя.
Мы как религиозная организация обязаны говорить, что является «халяль», а что — нет.
В 1994 году был создан Центр сертификации «Халяль», который является партнерской организацией Духовного управления мусульман Украины. Эта компания действительно имеет высокую квалификацию в вопросах сертификации «халяль». Аудиторы проводят исследование производства фабрик и заводов, проверяя продукцию на соответствие нормам ислама. Они обязательно должны присутствовать на производстве, если необходимо дать сертификат «Халяль», чтобы обеспечить независимую и квалифицированную оценку.
Иерархия
— Расскажите, пожалуйста, об иерархии в мусульманском мире: как построена, насколько жестко подчинение?
— Общее религиозное образование должно быть у каждого мусульманина — будь то мужчина или женщина и независимо от того, кем он будет в будущем. Основные религиозные знания необходимы, чтобы человек знал, как поступать в той или иной житейской ситуации, соблюдать обязанности, возложенные на него Всевышним, и ограждать себя от запретного.
Для тех, кто хочет посвятить свою жизнь религиозной деятельности, уже изучает науки, помогающие углубиться в ключевые вопросы ислама: хадисоведение (высказывания Пророка Мухаммада и исламских ученых с цепочкой передачи и биографией всех передатчиков), таджвид (правила чтения Корана), таухид (наука о Единобожии), тафсир (толкование Корана), фикх (исламское законоведение и правила соблюдения ритуалов) и многие другие. Также необходимо углубленно изучить литературный арабский язык. Получив такое образование, человек уже может претендовать на духовный сан: муадзина, имама, потом имама-хатыба, муфтия
— Что знает муфтий, чего не знает имам?
— Чем выше религиозная должность, тем больше ответственности. У муфтия знания должны быть глубже и более глубокая практика. Имам должен знать среду, знать заключения теологов ислама по основным вопросам, иметь не только расширенные религиозные знания. Муфтий же должен иметь такой объем знаний и кругозор, чтобы делать компетентно религиозные заключения.
— Какие основные позиции, по которым нет разногласий между различными школами ислама?
— Понятие Единобожия или понятие о существовании Бога и Его Атрибутах. Вера в судьбу и Судный День, защищенность Пророков от любых пороков, больших грехов и неверия, и другие вопросы.
— Насколько украинское общество толерантно, в том числе к мусульманской культуре?
— Ислам никогда не был чужим для Украины. История ислама на этой территории имеет глубокие корни. Местные народы впервые услышали о мусульманах и их религии от приезжавших купцов из арабских стран еще на заре Киевской Руси. Коренное население Крыма, крымские татары, также давно и близко познакомили украинский народ с обычаями и традициями мусульман.
Сейчас же огромную роль в восприятии многих вопросов играет СМИ, которые, к сожалению, зачастую подают информацию искаженно. Это негативно влияет и на межкультурные отношения. Но после личного общения украинцев с мусульманами проблема исчезает. Украина — многонациональная и мультикультурная страна. Ценность гражданина и его патриотизм, независимо от религии и национальности, измеряется его готовностью работать на ее процветание.
— Насколько молодежь готова к совместным социокультурным проектам?
— Сейчас молодежь более открытая и свободная. Если люди ездили по миру, видели разные страны, то у них более свободное и разностороннее восприятие, чем у тех, кто знаком только со своей культурой. Кто-то ездил в Европу, а кто-то посещал Ближний Восток, где в тесном соседстве живут представители разных народов. Очень показательны в этом плане отношения между бизнесменами. Они же не смотрят, кто из какой культуры, и кто какой религии, а учитывают общие интересы.
Намного легче идет на контакт и находит общий язык с представителями других культур человек — сам культурно и духовно развитый.
В свое время целые пласты мировой культуры сохранились благодаря мусульманам. К примеру, в Андалузии, на месте современной Испании, мусульмане сберегли великие библиотеки во времена, когда католики сжигали старинные книги.
Литература Древнего Рима и Древней Греции дошла до наших дней благодаря тому, что сохранились переводы в той библиотеке. И уже туда приходили монахи со всей Европы и переводили Платона, Аристотеля, Марка Аврелия на латынь. Роль Ислама в развитии алгебры, геометрии, астрономии и других точных дисциплин неоспорима.
Как развивается наука в исламе в современном мире?
— Многие открытия современной науки изначально были описаны в Коране. Теологи ислама говорили об определенных явлениях, а сейчас это уже утверждается как открытие, сделанное в Европе или Америке. Например, в Коране очень подробно сказано об этапах развития эмбриона в утробе матери, а сейчас с помощью УЗИ-аппаратов подтверждаются строение и особенности плода на всех этих стадиях. Также, как пример, сказано о границах вод в море, потоки которых соприкасаются, но не смешиваются. Или о Солнечной системе и об орбитах движения Солнца, Луны, планет. Сказано, где есть жизнь, а где нет. Современная наука описала большинство из этих вещей только в ХХ веке. Знание ислама дает возможность еще лучше понимать этот мир.