Относительно ромов в обществе существует масса стереотипов, которые сложились в течение не одного десятилетия. Именно традиционные стереотипы часто становятся причиной различных конфликтных ситуаций, в которых одна лишь принадлежность к ромской национальности может стать поводом для не самых адекватных выводов.
Местом наибольшей концентрации ромов в Украине является Закарпатье. Realist побывал на Радванке — наибольшем поселении ромов в Ужгороде, чтобы посмотреть как живет эта этническая группа и подтвердить или развеять традиционные представления о ней.
«Гаджо» в таборе
Еще буквально 10 лет назад попасть в табор ромов постороннему человеку было проблематично. Чужаков здесь не особо жаловали. Сейчас это сделать намного проще. Но отношение к посторонним все еще остается настороженным, особенно к журналистам.
— Вы будете снимать?, — спрашивает у Realist’a ромский активист Роланд Гази, который выступил гидом по Радванке.
— А это проблематично? — стараюсь выяснить степень проблемы, столкнувшись с подобными вопросами немного ранее в еще одном месте компактного проживания ромов в Мукачево.
— Как вам сказать? Были разные истории. Ромы говорят, что вот, пришли фотографировать, снимать, а потом деньги на этом зарабатывают, — объясняет Гази, но снимать не запрещает.
Отдельная история, как правильно называть ромов. Традиционно устоявшимся определением среди украинцев является цыган, однако ромы не особо любят, когда их так называют. Это название не является оскорблением в чистом виде, однако сами ромы считают, что в него вкладывают оскорбительный смысл. Поэтому не особо приветствуют.
Сами же ромы называют посетителей «гаджо». Как пояснили жители табора, достаточно условно это слово можно перевести как русский.
Свет как чудо цивилизации
Пока идем по табору, бросается в глаза контрастность увиденного. Рядом с откровенными обшарпанными хибарками активно строятся или уже построены, хоть и относительно, но все же современные дома со спутниковыми антеннами на крышах. Одно из самых заметных и проблемных зданий на Радванке — двухэтажка, которая на фоне одноэтажного поселения выглядит обособленно.
Совсем недавно на нескольких улицах на Радванке провели электричество и по вечерам горят уличные фонари. То, что для обычных граждан Украины является естественным атрибутом повседневной жизни, для ромов стало откровением.
— Это стало событием. Тут никогда не было света, — рассказал Realist’у руководитель общественной организации «Романи черхень», депутат Ужгородского горсовета Мирослав Горват.
Еще одной проблемой является доступность питьевой воды. Гази показывает в таборе несколько колонок, которые были не так давно поставлены за счет денег одного американского мецената по имени Даглас. До того как они появились, жители пользовались для своих потребностей речной водой.
Непосредственное отношение к появлению света по вечерам приложил и Гази, который выглядит со стороны таким себе завхозом, в хорошем смысле. Показывая табор, Гази параллельно общается с его жителями, интересуясь их проблемами. Общение в таборе происходит сразу на нескольких языках. Буквально в течение часа довелось услышать словацкую, украинскую, русскую и ромскую речь.
Работа ромов
Зайдя в один из переулков табора, застаем местных жителей за работой — очищением орехов. Интересуюсь, по какой цене берут орехи у ромов предприниматели.
По словам ромов, за килограмм чищеных орехов перекупщики дают 37 грн. Пытаюсь вслух вспомнить, сколько стоят орехи в супермаркетах, что вызывает смех у присутствующих. На самом деле цена на этот продукт в столичных супермаркетов достигает 400 грн за кило. Поэтому смех собравшихся можно оценивать по-разному.
Среди других традиционных занятий ромов на Радванке — плетение корзин и метел, ремонты домов. Популярно среди ромов ездить на заработки. Среди основных украинских направлений — Львов и Киев.
— «Талоломом» много занимаются, — рассказывает Гази.
Под таким немного смешным словом скрывается одно из направлений работы ромов — сбор металлолома.
Рядом с «орешниками» другой местный житель складывает дрова на велосипед. Интересуюсь, покупают ли дрова, однако мне объясняют, что это не для продажи, а для отопления.
Ситуация с отоплением — тема отдельная. Посмотрев на некоторые хибарки, которые сложно назвать домами в общем понимании, кажется, что в условиях жесткой зимы люди просто замерзнут. Однако ромы не расстраиваются. Так жили десятилетиями. Привыкли.
Идем дальше. Интересуюсь досугом ромов, не заметив в поселении ни одного культурного заведения.
— Гитары берут, танцуют, поют. Как можем, в общем. Можем сесть, и по чекушке, как и все, по 50 грамм, — отвечает Гази.
Много сложностей и с документами. И здесь речь идет не только о паспортах и прописке, но и земельных вопросах. Очень много участков просто не зарегистрировано должным образом.
Из поколения в поколение
Многое в жизни ромов все еще решают традиции. В большинстве своем они исповедуют протестантство и верят в «живого Бога». Часто именно священники являются коммуникаторами с общиной. Так например происходит в Мукачево.
Из других часто озвучиваемых представлений о ромах интересуюсь баронами. Однако Роланд это определение не применяет. Говорит, что именно в Радванке в таборе есть старейшина. В целом в таборе распространена передача ремесел по наследству. Есть много «ловаров» (конюхов).
— У него дед лошадьми занимался, отец занимался. Вот и он продолжает, — рассказывает Гази.
Есть в таборе и гадалка, которой 48 лет. Тоже наследственная. У нее еще бабушка гадалкой была. К ней, к сожалению, попасть не получилось, но по словам Роланда много людей не только из табора ходят к ней, советуются, порчу снимают, гадают.
Раньше много ромов работали на заводе на Радванке, но сейчас там не хотят работать. Зарплата маленькая.
Действуют также так называемые уличные комитеты. Что-то вроде местного самоуправления. На каждой улице есть свои старшие, которые следят за порядком. Роланд — один из таких.
Неплохо развита и коммуникация ромов между странами. Очень помогают такому общению соцсети. Роланд показывает мне в телефоне фотографии своих ромских друзей в Фейсбуке. География очень обширна. От США до Азии. Много знакомых ромов в Европе, и естественно в Украине.
— У меня дома вот такой флаг ромский, — показывает Роланд на телефоне фотографию, — у каждого ромского лидера такой флаг должен быть.
Дети
Нетрадиционным, если можно так сказать, есть еще один вид заработка — рождение детей. Очень много женщин официально нигде не работают, но получают социальные «детские деньги» как матери-одиночки. Многодетные семьи — все еще популярный тренд среди ромов.
Хоть время и учебное, но в таборе очень много незанятых детей. Встречаем их почти на каждом шагу. Гази постоянно расспрашивает, почему они не в школе. Кто-то придумывает, что заболел, где-то поцарапался, находят еще какие-то причины. Ответы бывают очень оригинальными.
— Ты в школу почему не пошла? — строго спрашивает Гази одну из девчонок, которая идет с друзьями по улице.
— У меня не было кроссовок. На ноги нечего было одеть, — улыбаясь оправдывается подросток.
Проходим к школе № 13, где обучаются дети ромов. В школьном дворе суета. Попали на перемену. Дети бегают, играются, веселятся. Место для всех не хватает. Тесновато.
По словам директора школы Марьяны Савко, хоть школа и является общеобразовательной, но учатся там только ромские дети. Среди проблем с учебой Савко называет специфическое отношение многих ромских родителей к обучению своих детей. Много детей привычно оставаются дома без уважительных причин.
— Специфика ромских детей — они не считают, что должны ходить в школу каждый день, — сетует директор школы.
Часто причиной такого отношения служит воспитание родителей, которые не уделяют должного внимания образованию детей. Савко отмечает, что много детей хочет учиться, однако есть и значительная часть, которые, взрослея, забрасывают учебу.
Директор рассказала, что есть проблемы и с компьютерным оборудованием, со стульями, да и с учебными помещениями в целом.
Обучение детей происходит на украинском языке. В качестве иностранного преподают французский, а ромский язык идет как факультатив.
По словам Мирослава Горвата, около 10 тыс. ромских детей учится в образовательных учреждениях Закарпатья. Раньше редко кто из ромов заканчивал 11 классов. Сейчас хоть и маленькими темпами, но тенденция идет на улучшение.
— Теперь молодежь совсем другая. Много детей учится в 11 классе, много детей заканчивают 11 классов. Конечно, не так, как хотелось бы, но если вернуться на 15−20 лет назад, то у нас вообще никакой такой статистики не было.
По оценкам общественных организаций, на Закарпатье насчитывается всего до 20 ромских студентов.
Подытоживая общение, Мирослав Горват отметил, что хоть проблем и много, однако их можно решить, если, с одной стороны, возьмется государство, а, с другой, — помогут и сами ромы.
— В Европе ромское сообщество доказало, что самое лучшее преодоление проблем ромов будет только в случае, когда они сами принимают участие в их решении, — подчеркивает Горват.