Скандальный медиапроект

Пир во время чумы: Украина готова выбросить 10 млн евро за президентское интервью, на кислород для смертельно больных - денег нет

25 декабря 2020 | 11:55

В последние дни 2020 года дыра в украинском бюджете достигла гигантских размеров - 160 млрд гривен. Правительство лихорадочно ищет деньги и одалживает их на финансовых рынках под космические 12% годовых, но даже этого не достаточно для выплаты зарплат медикам или закупки кислорода для смертельно больных. Но, как оказывается, у власти есть 10 млн евро - а это, ни много, ни мало, целых 340 млн гривен - для оплаты коррупционной авантюры, которую уже по второму разу хотят провернуть в Украине нечистые на руку дельцы. Только вместо Януковича и Партии регионов в помощь им теперь Зеленский и его слуги в правительстве. 21 октября 2020 года стало известно, что правительство Украины планирует реинкарнировать медиапроект "Еuronews Ukraine", стоивший Украине уже более чем 10 млн евро из-за нечистых на руку медиаменеджеров несколько лет назад. Этому решению предшествовало августовское интервью Владимира Зеленского телеканалу Euronews. Как теперь стало понятно, интервью было таким себе очень хитрым способом открыть двери к президенту страны и через него - к бюджетным 340 млн гривен.  Откуда взялось это недешевое для украинских налогоплательщиков интервью и зачем Украине во время катастрофической нехватки средств для лечения больных коронавирусом во второй раз выбрасывать 10 млн евро на сомнительный проект, разбирался Realist.

"Есть предложение уполномочить министра культуры и информационной политики, собственно, меня, разработать проект о подписании соглашения с ООО "Еuronews" о введении медиапроекта "Еuronews Ukraine" в 2021 году", - вот так, не мудрствуя лукаво, объявил на заседании Кабмина о втором "заходе" Украины на Еuronews Александр Ткаченко. Без внятных объяснений, чье это, собственно, предложение и зачем оно Украине сейчас, когда стране откровенно не хватает денег на медицину, без какой либо дисскуссии в обществе или среди экспертов. Но премьер Шмыгаль с ним все равно согласился.

У тех, кто помнит первый заход Евроньюз в Украину времен президентства Януковича, от этой новости был настоящий шок. Историю бездарно выброшенных более 10 млн евро с подачи бывшего вице-премьера Бориса Колесникова и одиозного ливанского медиа-менеджера и бизнесмена Валида Арфуша можно преподавать на курсах по медиакорупции как наихудший пример вымывания денег из страны.

Валида Арфуша, бывшего пиарщика Януковича и большого друга "регионалов" обвиняли не только в цензуре на украинском телевидении, но и в сутенерстве и других криминальных преступлениях. А реализованный Арфушем проект "украинский Еuronews" не стал криминальным делом только из-за нерадивых украинских следователей, которым все равно, как так могло случиться, что из бюджета вымыли 10 млн евро для проекта, не принесшего Украине ничего, кроме позора.

"Валид Арфуш уже раз втридорога продал Украине Еuronews. А сейчас увидел во главе правительства лохов, которым можно во второй раз втюхать тот же товар - благодаря всего лишь одному интервью с нашим президентом" - рассказывает источник, хорошо знакомый с историей создания и бесславного провала украинской редакции Еuronews.

По его словам, первые переговоры о создании украинской редакции Еuronews начались еще в средине позапрошлого десятилетия.

"Активные переговоры о запуске украинской версии между Еuronews и Украиной начались примерно с 2006 года. В том же году упоминание об этом появились в украинских государственных нормативных документах, что несложно проверить по законодательной базе. А в 2007-08 годах, после достаточно непростого подготовительного этапа, вопрос создания украинской версии вышел на заключительную фазу. Была разработана вся необходимая нормативная база с украинской стороны, согласованы все аспекты сотрудничества. Был организован визит руководителя НТКУ Илащука в Лион, к работе были подключены украинские дипломаты, нардеп Ирина Геращенко провела серьезную экспертную дискуссию в парламенте, то есть начиналось все серьезно. И, конечно же, никакого Арфуша в этом процессе не было и в помине".

Но что более важно для понимания всего, что произошло дальше, так это финансовый аспект, вспоминает источник. «Помимо различных технических моментов сотрудничества был согласован также финансовый аспект. Речь шла о сумме в 3 млн евро в год, вместе с лицензией и всеми другими расходами максимальная стоимость не должна была превышать 5 млн. Это лицензионные платежи, техническая база и так далее. Такую сумму планировали заложить в украинском бюджете на создание украинской редакции. Однако, в 2008 году в Украине возник кризис, стало понятно, что есть более важные статьи расходов, вопрос украинского Еuronews сняли. Каким же было удивление, когда спустя два года, уже после победы Януковича, в теме украинского Еuronews неожиданно всплыл Валид Арфуш, который начал представляться, как единственный переговорщик со стороны Украины и организатор всего процесса. То есть он, по сути, присвоил себе всю работу, которую несколько лет проводили совсем другие люди. Но все стало ясно, когда Кабмин опубликовал решение о создании редакции, где из госбюджета на те же цели было выделена сумма просто в два раза больше - более 9 миллионов евро из бюджета. То есть просто взяли и умножили на два! Позже эта сумма еще выросла", - рассказывает источник, который, по его словам, был непосредственно причастен к переговорному процессу в 2006-2008 годах.

На наш вопрос о том, как так могло случиться и зачем правительству Януковича было нужно разбрасываться деньгами, наш источник рассказал: «Еuronews - очень хитрая структура. Вроде бы ассоциация, куда входят телекомпании из многих стран Европы. Но по сути вся власть и управление работой и деньгами осуществляется независимым и неподотчетным никому топ-менеджментом. Их задание - максимальный заработок, который потом идет на их же премии и годовые бонусы - суммы с очень многими нолями. И им чем больше принесут денег - тем лучше. Схема комиссионных, бонусов и других инструментов из «таблицы деления» очень хорошо разработана именно для таких дельцов как Арфуш, которых пенсии украинских пенсионеров или кислород для больниц абсолютно не волнует. Их задача - «замотивировать» украинских чиновников и принести как можно больше денег менеджменту Еuronews. И, как мы видим, Арфушу это прекрасно удалось с Колесниковым и Януковичем, а сейчас он решил по второму кругу зайти на тот же бюджет - но уже с Ткаченко и Зеленским».

Сегодняшняя ситуация, когда Арфуш вновь "продает" Украине Еuronews, говорит наш источник, тем более удивительна, что если раньше по этой персоне хоть не было столько откровенного негатива, то сейчас весь он уж точно известен.

"Меня еще в августе удивило, что госпожа Мендель, пресс-секретарь Зеленского, устраивает обнимашки с человеком, помогавшим привести к власти Януковича и ответственного за введение цензуры в СМИ. А сейчас, вместо НАБУ и Генпрокуратуры, Арфуш ходит в Офис президента и Минкультуры. Неужели наша власть настолько тупая и безответственная, что вновь готова наступать на те же грабли?!", - задается вопросом наш источник.

Действительно, если изучить биографию Валида Арфуша, в ней можно найти очень много моментов, из-за которых явная привязанность к этой персоне представителей украинской власти не может вызвать ничего, кроме недоумения.

Как вам, к примеру, такой факт из досье ЛБ: "С августа 2007 по февраль 2010 Валид Арфуш был назначен главой международного отдела пресс-службы кандидата в президенты, а позже президента Украины (2010-2014 гг.) Виктора Януковича".

Или другой оттуда же: "В августе 2011 года, он открыл украинскую версию Euronews при поддержке вице-премьера Украины Бориса Колесникова и советника президента Украины Анны Герман. Дружит с экс-заместителем главы Администрации президента Анной Герман. В 2008-м принял христианство, его крестными стали политик Нестор Шуфрич и певица Ирина Билык".

А вот, в другом издании, Арфуш в роли лучшего друга Вадима Рабиновича…

Однако поддержка регионалов в биографии Арфуша - это еще цветочки. Ягодки можно найти в зарубежной прессе, по данным которой Арфуш, оказывается, мог быть замешан… в сутенерстве. Эти факты журналисты американского издания Times Square Cronicles раскопали, когда занимались биографией еще одного одиозного украинского деятеля, Александра Онищенко. Вот что, в частности, говорится об Арфуше в статье этого издания: "В деле о сутенерстве Онищенко и шоумен Валид Арфуш также обвинялись в торговле женщинами с целью сексуальной эксплуатации в Российскую Федерацию, Казахстан и Объединенные Арабские Эмираты".

Впрочем, вернемся к теме причастности Арфуша к провалу "первого" украинского "Евровидения". Как известно, с марта 2010 по июнь 2013 года он был заместителем генерального директора НТКУ. Одновременно, с октября 2010 года, он был президентом Координационного совета украинской версии Еuronews.

Именно НТКУ, согласно официальным документам, была получателем средств из бюджета, которые выделялись на организацию и последующее обеспечение деятельности "Еuronews Ukraine". Если отследить сообщения того времени, то можно обнаружить, какие гигантские суммы снимались с бюджетных социальных программ и направлялись в кормушку, которую, фактически, обустроил себе Арфуш с "регионалами".

Вот, например, классический заголовок того времени: "Кабмін виділяє на український Euronews 85,5 млн гривень, передбачених на виплати столичним інвалідам і дітям". А вот, спустя пару лет, другая новость, где речь идет о еще больших суммах: "Азаров хоче дати 103 млн на "стійку трансляцію" україномовного Euronews". Причем, заметьте, если в первом случае речь хотя бы идет о запуске, то есть - учитывается необходимость организации студии, закупки техники и т.д., то во втором - уже о действующем проекте. Логично возникает вопрос, откуда на уже запущенный проект на 20% большая сумма?

Сегодня о том, сколько реально государственных денег "съел" украинский Еuronews под командованием Арфуша, не знает никто. Но известно, что его работа очень слабо вязалась с понятием объективная журналистика.

Так, еще во время назначения Валида Арфуша руководителем украинской службы, тогдашняя оппозиция Януковичу была категорически против этого, обвиняя его в установлении цензуры на Первом национальном и нарушении принципов свободы слова.

"Во-первых, это человек, который фактически ввел цензуру на Первом национальном, что привело недавно к увольнению нескольких журналистов. Во-вторых, Валид Арфуш не скрывает, что ставит перед Первым национальным задачу защищать власть, давать о ней исключительно положительную информацию. Для этого менеджера, по-видимому, оказались ненужными понятия о журналистских стандартах, сбалансированности подачи информации и сам принцип свободы слова", - заявляли, в частности, в 2010 году представители БЮТ.

Те, кому доводилось смотреть в то время государственные каналы, вряд ли могут возразить против этого утверждения.

Позже, когда Арфуш все-таки стал у руля, появилось письмо украинских политиков, в том числе депутатов из Комитета ВР по свободе слова на имя собственников Еuronews, где украинская редакция этого вещателя прямо обвинялась в манипулировании и нарушении журналистских стандартов.

"Национальная телекомпания Украины, которая сформировала украинскую редакцию Euronews, жестко контролируется в информационной политике командой президента Януковича. Согласно многочисленным мониторингам и оценкам международных журналистских организаций (в частности, "Репортеров без границ"), новости государственного телеканала являются заангажированными в интересах власти и искажают освещение политических тем. Мы считаем неприемлемым, чтобы эта позорная практика была перенесена с государственного телевидения Украины на украинскую версию Euronews. Недопустимо, чтобы на деньги налогоплательщиков из Украины под прикрытием почитаемого во всем мире бренда Euronews работал пропагандистский канал, который не соответствует журналистским стандартам", - говорилось в письме.

Цензура и искажение фактов на украинском Euronews, во время, когда за него отвечал Арфуш, лишь дополняли финансовую сторону, с которой происходили интереснейшие вещи. Так, оказалось, что значительная часть денег, которые, якобы, выделялись НТКУ на организацию работы Euronews Украина - попросту исчезала в неизвестном направлении.

В итоге у Украины перед Euronews сформировался гигантский долг, одно время (по заявлениям официальных лиц) достигающий 300 (!!!) млн грн.

После долгих зачетов и перерасчетов в 2015 году материнский Euronews подал иск на НТКУ с требованием вернуть ему более 10 млн евро просроченных лицензионных платежей начиная с 2010 года. То есть, как раз за тот период, когда за украинскую редакцию отвечал Валид Арфуш.

А теперь угадайте, в какой должности оказался этот деятель на момент подачи иска? Ни за что не угадаете. С 2014 года Арфуш, оказывается, уже работал в материнской Euronews на посту директора по странам СНГ!

Кто не понял, еще раз: после развала украинского Euronews Арфуш перешел на работу из украинской структуры в материнскую, причем зоной его ответственности стали как раз постсоветские страны. И практически сразу же материнский Euronews подает в суд на Украину, за долги, которые сформировались при Арфуше. То есть, по сути, он отвечал за выбивание долгов, которые сам и наделал. Как вам такая схема?

Эпопея с долгами Украины перед Euronews, к слову, закончилась лишь недавно. Только  13 июля 2020 года глава правления НТСУ Зураб Аласания заявил, что Украина полностью выплатила положенную сумму.

А уже в августе пресс-секретарь президента Юлия Мендель делала реверансы Валиду Арфушу, ставшему к тому времени вице-президентом Euronews, и раздавала на фоне объятий с ним обещания украинцам о "новом интервью". И, похоже, здесь же обсуждался и вопрос возрождения, фактически, угробленного ранее Арфушем "Еuronews Ukraine".

Наверное, прикинуть, во сколько раз больше денег от реальной стоимости обойдется Украине этот проект, кто сколько заработает и каким будет итог этого проекта, если за него взялся Арфуш - будет несложно.

Первый выстрел: опубликовано видео стрельбы Галявиева по ученице
13 мая 2021
В Полтавской области в автокатастрофе погибли журналисты - подробности (фото)
13 мая 2021
Пассажир поезда Киев-Трускавец выбил стекло и сломал стол в купе (фото)
13 мая 2021
Вспыхнул, как спичка: в Киеве за считанные минуты сгорел автомобиль (фото)
13 мая 2021
В Киеве пенсионер с ножом ограбил один магазин и сбежал из второго (фото)
13 мая 2021
В Киеве пожар в школе: детей эвакуируют, они надышались дымом (видео)
13 мая 2021
Названы вакцины, вызвавшие у украинцев больше всего побочных реакций
13 мая 2021
Теракт в Казани: опубликованы новые видео со стрелком и в гимназии
13 мая 2021