Один на один с ромской судьбой. Украинские цыганки о своей жизни
Люди

Один на один с ромской судьбой. Украинские цыганки о своей жизни

8 апреля 2017 | 13:10

«Нас всегда учат, что где бы мы ни были, мы должны надеяться только на себя. Мы — одни, чужие для других».

Стереотипы о цыганах до сих пор не дают им спокойно интегрироваться в наше общество. Многие под давлением мифов воспринимают их огульно как воров и наркоторговцев. А при виде на улице предпочитают свернуть в другую сторону и крепко держать возле себя сумки.

Ромы тоже в долгу не остаются, замыкаясь от общества и продолжая жить по своим правилам. Любые конфликты внутри своей общины — табора — они решают самостоятельно, никогда не обращаясь в полицию. Конечно, многие из ромов сменили жизнь в таборе на жизнь в собственных домах с комфортными бытовыми условиями. Но это не мешает им жить по соседству друг с другом, что позволяет чувствовать себя в безопасности.

Раиса Набаранчук, известная цыганская поэтесса, и Алена Казанская, молодая активистка среди ромов, верят, что им удастся изменить отношение к их национальности. Они доказывают, что ромы — такой же умный и способный народ. К Международному дню цыган они поделились с Realist’ом, что они думают о современных кочевых ромах, чем пугали их в детстве и есть ли у них своя родина.

Нестандартные ромские женщины

Раиса Набаранчук: Писать стихи я начала еще в школе. Мой талант помогла раскрыть учительница, а затем уже поддерживали родители. Вообще это было странно, потому что у нас не принято, чтобы девушки писали стихи. У ромских женщин всегда были другие заботы.

О том, что я пишу, даже не знал никто из родственников. Какое-то время и мой муж не догадывался, пока не нашел листочек со стихотворением о любви. Его это насторожило и он начал расспрашивать. Пришлось ему рассказать, что я уже давно пишу. Но моего мужа больше волновал вопрос, почему я написала о любви. «Так я ж тебя люблю», — объясняя, что стих посвящен ему. Конечно, муж мне не запрещал писать стихи. Но все равно немного с подозрением к этому относился.

Но все изменилось после публикации моего сборника стихотворений: меня стали называть гордостью нации, а детям даже ставить в пример.

Раиса Набаранчук

Алена Казанская: Активной общественной деятельностью я начала заниматься в 17 лет, на третьем курсе колледжа. Тогда меня отобрали на Всеукраинскую школу по правам человека для ромских активистов. Это стало серьезным импульсом. Уже тогда я поняла, что хочу поддерживать ромское молодое правовозащитное движение.

Одной из главных трудностей было то, что школа организовывалась на базе отдыха. Поэтому все участники на время организации семинаров проживали там. Мне этого не разрешали. Родители хотели уберечь меня от контакта с парнями, поэтому каждый день меня привозили и отвозили.

Во многих консервативных ромских семьях, в которых растет дочь, уделяют достаточно внимания воспитанию девочки — как отражению ее репутации. Из-за этого пытаются максимально контролировать наше общение с противоположным полом.

Но моя активная деятельность, обучение в столичном университете заставляют меня быть в окружении не только девушек. Родители могут быть уверены во мне, хотя доля переживания все равно присутствует.

Алена Казанская

О воспитании парней и девушек

Раиса Набаранчук: В современное время у цыган немного изменилось воспитание мальчиков и девочек. Им сейчас стали больше всего позволять. Но это не значит, что мы отказались от своих традиций, они всегда в нашей душе. Я считаю, что мы все должны жить мирно и не забывать своих корней, предков. Мы должны заботиться о том, чтобы наша нация не распалась.

Раиса Набаранчук

Алена Казанская: Во многих ромских этнических группах принято строго воспитывать скорее девушек, чем парней. Для нас существуют определенные правила, которые мы должны соблюдать. Например, не носить штаны, юбку — только за колено; не оставаться наедине с ромским или другой национальности мальчиком, парнем. Тема гендера — это тема табу. Конечно, в современном мире с этим сложно жить. Но я для себя приняла определенные установки, которые стали частью меня. Я самостоятельно пришла к тому, что хочу придерживаться наших традиций. Для меня это важно. Но также я за то, что нужно постепенно начинать говорить правду, не скрывать многие темы. Традиции не должны быть выше человеческих ценностей и причинять боль. Девушку должны слышать. Если в общении с ромскими парнем и девушкой вы поднимите тему гендера, вам скажут, что это неуважение к слабому полу. Поэтому мы должны постепенно менять наше мышление.

Алена Казанская

Образование в жизни цыган

Раиса Набаранчук: Я выросла в грамотной семье. Дети все получили среднее образование. И это очень повлияло на моих родителей, особенно на маму. Папа все время подталкивал ее к тому, что стоит закончить школу. Ей к тому времени было около 30-ти. Мама же очень стеснялась того, что наши школьные учителя приходили домой и обучали ее грамоте.

Но однажды она пришла очень счастливой. Мы не понимали, что произошло, и стали интересоваться. «Я сегодня в магазине смогла сама прочитать текст на вывеске!», — с радостью сообщила мама. Для папы это был тоже большой праздник.

Раиса Набаранчук

Алена Казанская: Сейчас у цыган изменилось отношение к образованию. Они с радостью отдают детей в школу, университет. Понимают, что без профессии не выжить. Община всегда гордится теми, кто достигает высот. Но и здесь есть две стороны медали. Если чего-то добился парень, это воспринимается, как должное, это праздник для всех. За девушек также радуются. Но все прекрасно понимают, что в будущем она выйдет замуж, и все свое внимание ей придется уделять семье. Это такая ромская женская судьба. И я не против института замужества в целом. Но это и некий страх для меня.

Алена Казанская

Власть, которая не слышит

Раиса Набаранчук: Непросто нам идти на контакт с властью. Нежелание вести диалог, как правило, возникает с их стороны. Некая оттепель началась в последнее время, на наши просьбы стали реагировать. Но стереотипы берут свое. И до сих пор многие чиновники уверены, что практически все ромы — воры или убийцы. Это нас очень обижает. И я лично даже писала обращение к властям, требуя прекратить такое отношение. Мы не хотим, чтобы о нас говорили плохо и приписывали криминал. Если говорить о содеянном, то не только одной нации, а каждой. Я хочу, чтобы менялось отношение, а ромы могли себя чувствовать свободными и защищенными.

Алена Казанская: Сейчас ромский вопрос популярен по всей Европе. Даже для вхождения Украины в Европейский союз есть требование, что государство должно защищать интересы национальных меньшинств. Именно это заставляет поднимать нашу тему. Конечно, у нас любят говорить, что все хорошо и никаких проблем не существует. Но часто власть умалчивает о преступлениях на почве ненависти по отношению к цыганам.

Поэтому мы хотим диалог, мы хотим рушить устоявшиеся стереотипы. И сами идем навстречу властям. Но не всегда получаем от них ожидаемого контакта.

«Все цыгане равны»

Раиса Набаранчук: Есть еще среди цыган те, которые ведут кочевой образ жизни в Украине. Они вынуждены это делать, потому что ищут лучшей жизни для себя. Но не всегда это получается, и они начинают вести нечестный образ жизни, воруя у других. Нам жалко таких цыган и одновременно стыдно за них. Те, кто чего-то добился, улучшил свою жизнь, пытаются помочь этим цыганам устроиться на работу. Кроме образа жизни, они больше ничем не отличаются от нас. Также хотят хорошо жить и дать образование своим детям. На образованных цыган они смотрят с лаской, доверием и неким восхищением. Это вдохновляет их и иногда заставляет пересмотреть свою жизнь.

Раиса Набаранчук

Алена Казанская: Многие не понимают, что цыгане не сами выбирают для себя бедную и кочевую жизнь. Сложность в том, что они выживают, как могут. Не все, но еще есть ромские общины, которые продолжают себе зарабатывать на жизнь путем воровства. Да, это очень плохо. Но я не могу прийти и сказать им, что не следует так делать. Каждый сам решает, как ему жить.

Но есть и другие «но». Нас, ромов, в обществе называют торговцами наркотиков. Это стереотип до сих пор живет. Конечно, так нельзя говорить обо всех цыганах. Ромы переживают за свою репутацию, поэтому не стремятся ввязываться в криминальные дела. Но мне известны случаи, когда люди из правоохранительных органов, представителей власти заставляли бедных цыган заниматься этим, угрожая за отказ расправиться с их детьми. И в большинстве случаев страдали сами ромские семьи, потому что дети начинали употреблять наркотики.

Алена Казанская

А скольким ромским семьям пришлось пережить горя из-за конфликтов на Донбассе и в Крыму. Мы знаем одну семью, в которую однажды ворвались вооруженные люди, начали обзывать цыган. И никто даже не догадывается, как оскорбили ромов эти люди, изнасиловав дочерей на глазах у отца. Они разрушили семью, они лишили девушек их чести. Люди в страхе бросали все и убегали. И им очень обидно, когда они просят защиты, но получают отказ. Просто потому, что они цыгане. А так не должно быть.

Жизнь в страхе и благодарности

Раиса Набаранчук: Мы рады, когда люди со стороны, не ромы, помогают нам. Мы благодарны им за то, что они помогают сохранить нашу нацию. Ведь мы — все один народ. И должны уважать и любить ту землю, которая нас приютила.

Алена Казанская: Есть люди не из цыганской общины, которые готовы нам помочь. Но за многие годы мы научились опасаться всего. Поэтому у нас одновременно живет два чувства к таким людям — благодарность за их беспокойство и страх, непонимание того, чего стоит от них ожидать.

Индия для ромов

Раиса Набаранчук: Мы считаем себя выходцами из Индии. И в этом я лично убедилась еще в маленьком возрасте.

Как-то мы пошли с братом на индийский фильм. Многоголосого перевода в нем не было, только субтитры. Поначалу мы как-то не обращали внимания на фильм, читали перевод. Отвлекшись от субтитров, я обратила внимание на речь актеров. И тут меня повергло в шок – я понимала все, что говорилось в фильме.

Брат тоже это заметил. Дома мы не смогли умолчать, сразу поделились с родителями. Они засомневались, поэтому решили посмотреть также фильм. Вы не представляете, как он на них повлиял. Они просто расплакались от счастья, что мы наконец-то нашли нацию, с которой похожи. Уже тогда мы поняли, что Индия — наша родина, даже несмотря на то, как далеко мы живем.

Раиса Набаранчук

Алена Казанская: Своей исторической родиной я считаю Индию. И нас уже признали потомками этой страны. Вы не представляете, насколько для ромов важно осознавать, что все-таки у них есть своя родина, своя страна.

Алена Казанская

Ромы, цыгане или ромалы

Раиса Набаранчук: Мы себя всегда называем ромами. «Рома» — это человек на нашем языке. Но мы не обижаемся, если на нас говорят «цыгане», хотя это считается обидным словом. Мы выросли с этим, наших прадедов так называли. Люди привыкли к этому. И мы не против.

Алена Казанская: Понятие «ромы» корректно употреблять в публичном пространстве. Оно не вызывает такого негатива, как, например, слово «цыган». Но везде свои правила. В Молдове назвать человека цыганом — значит обидеть его. А вот в России цыгане не любят, когда их называют ромами.

Я спокойно отношусь, если нас называют цыганами или ромами. Но мы хотим, чтобы в эти слова люди перестали вкладывать только негатив. Необходимо избавляться от стереотипов.

Детские страхи

Раиса Набаранчук: Цыганских детей никогда не пугали тем, что их кто-то может украсть. Если мы не слушались, то мама могла пригрозить, что все расскажет или папе, или дедушке. А их авторитет для нас всегда был важен.

Алена Казанская: Лично меня родители, если я себя плохо вела, пугали, что свекровь выгонит меня на третий день сразу после замужества. А для девушек это серьезный страх.

Алена Казанская

Celebrate Diversity

Раиса Набаранчук: Украинцам у нашей культуры я бы советовала позаимствовать доброту и веру. А нам у украинцев стоит взять в пример выдержку, которая помогает пережить многие события.


Раиса Набаранчук

Алена Казанская: В этом году слоганом Евровидения в Киеве стала фраза Celebrate Diversity — Уважаем разнообразие. И я хочу, чтобы она стала девизом всего нашего мультикультурного общества. Нам есть, что взять у общества и что ему дать. Но мы немного боимся идти на контакт, думаем, что нас не поймут. Поэтому лично для меня важно отставить страх и стереотипы. И в первую очередь смотреть на человека как на личность, а не только на его национальность.

Можно ли делать лазерную эпиляцию при температуре
21 декабря 2024
СБУ заочно сообщила о подозрении российскому генералу, приказавшему ударить "Искандером" по съемочной группе Reuters
20 декабря 2024
Украина обсудила с Нидерландами поддержку ОПК в 2025 году
20 декабря 2024
Через Украину с января будет невозможен транзит российского газа – Шмигаль
20 декабря 2024
Военнообязанные смогут получить электронное направление на прохождение ВЛК через "Резерв+"
20 декабря 2024
Украина вернула тела 503 павших военных - Координационный штаб
20 декабря 2024
Как видеонаблюдение повышает безопасность дома и бизнеса
20 декабря 2024
Утечка данных из госреестров пока не зафиксирована – Стефанишина
20 декабря 2024