После резонансных переходов из УПЦ МП в новую автокефальную православную церковь ПЦУ митрополитов Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра Драбинко и Винницкого и Барского Симеона 19 декабря, которым за участие в Соборе 15 декабря УПЦ запретила в служении, последовало несколько переходов. Но потом процесс затормозился. Как писал Realist государство предприняло попытку с помощью законодательного инструмента подтолкнуть переток прихожан УПЦ МП в ПЦУ. Вместе с тем, даже активные сторонники из православного духовенства Украины не спешат вступать в новую церковь. Одни ожидают вручение томоса для ПЦУ, процесс которого начался сегодня в Константинополе. Вторых не устраивают права и обязанность новой православной церкви перед Константинопольским патриархатом. Realist пробовал разобраться, какой статус получит новая православная церковь, и почему предоставленную автокефалию многие украинские священнослужители называют греческой, которая не приемлема для славянских православных церквей.
Церкви поменялись местами
Большинство наблюдателей уверены, что быстрого перехода парафий УПЦ МП в новую ПЦУ не произойдет. Хотя государство и попыталось создать для этого юридический механизм через принятие закона 2662-VIII. Документ обязывает религиозные организации, чей центр управления находится в стране-агрессоре, оккупировавшем часть Украины, изменить название так, чтобы оно отражало этот факт. Так народные депутаты рассчитывают заставить УПЦ МП в течение 4 месяцев изменить свое название, чтобы оно показывало связь с РПЦ. Закон также запрещает служителям УПЦ МП посещать линию боевых действий и воинские части. Даже те, кто приветствуют этот закон, очень сомневаются в том, что он заставит украинских прихожан разных православных церквей менять свои парафии.
«Это – политическое решение в плоскости противостояния между УПЦ МП и государственной властью с 2014 года. Руководство УПЦ игнорирует любые возможности для диалога. В ответ на это, парламент использовал свой механизм. Но это не повлияет на обычную жизнь церкви: большинство людей, в какую церковь ходили, в ту и будут ходить – по крайней мере в ближайшее время», - заявил в разговоре с Realist’oм священник Богдан Огульчанский, научный секретарь Открытого православного университета Св. Софии-Премудрости.
На момент 26 декабря около трех десятков приходов УПЦ перешли к ПЦУ, причем большинство в Винницкой области — вотчине президента Порошенко. Как сообщил Realist’y митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, один приход в Винницкой области захвачен членами ВО «Свобода».
У ПЦУ, по словам ее предстоятеля Епифания, 7 тыс. приходов. Большинство из них перешли от УПЦ Киевского патриархат (КП). Она и оставила костяк новой церкви. Хотя в нее влилась еще и УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь) во главе с митрополитом Макарием, в свое время отколовшаяся уже от УПЦ КП. Наибольшее количество приходов остается у УПЦ МП — 12 тыс.
Хотя согласно исследованию Центра им. Разумкова, на 2018 год к прихожанам УПЦ КП относят себя вдвое больше православных украинцев, чем к УПЦ МП: 28,7% и 12,8%, соответственно. При этом, 23,4% респондентов не отдали предпочтения ни одной, а более 2% тех, кто посещает храмы УАПЦ и тех, кто посещает все православные храмы. Исследование показывает количество прихожан в динамике с 2010 по 2018 гг. Как раз с 2014 года все меньше назвались прихожанами УПЦ МП.
«УПЦ МП и УПЦ КП поменялись местами. Раньше первую обвиняли в том, что, она срослась с государством, а сейчас она — в оппозиции. А Киевский патриархат, который трансформировался в новую церковь и где явно будет доминировать, полностью лег под государство. Предстоятель ПЦУ уже рассказал, что будут поддерживать Порошенко», — комментирует Realist'y руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
Чуждая автокефалия
Не спешат вступать в новую ПЦУ даже самые рьяные сторонники единой поместной автокефальной церкви, потому что не согласны на ту автокефалию, которую предоставляет Вселенский патриарх Варфоломей. В УПЦ МП настаивают, что у них в статусе автономной церкви больше свободы от РПЦ в церковных делах, чем у новой церкви в отношениях с Константинопольским патриархатом.
«Порошенко хочет „продать“ украинцам автокефалию, которой якобы он добился. Но новую церковь только называют независимой. На самом деле, ее автокефалия дает меньше независимости, чем автономия нашей церкви от РПЦ. Мы сами провозглашаем Святых, назначаем епископов и архиереев, изменяем епархии и только информируем об этом РПЦ по факту. А они должны на все это просить разрешения у Константинополя», — заявил Realist’y протоиерей Николай Данилевич, заместитель главы отдела внешних церковных сношений УПЦ (МП).
Вместе с тем, ученый секретарь Православного университета Софии-Премудрости священник Богдан Огульчанский, отмечает: «Нигде УПЦ не упоминается как автономная церковь как, к примеру, Японская в составе того же МП. Для мирового православия — это епархия РПЦ в Украине. А новая православная церковь будет в списке автокефальных православных церквей в мире наряду другими».
В проекте устава ПЦУ, Константинопольский патриарх выступает в роли «третейского судьи» в спорах внутри новой церкви. К нему подают апелляцию, за ним — последнее слово, если в ПЦУ не сумеют договориться об избрании нового предстоятеля.
Довольно неожиданно отказался присоединиться к ПЦУ митрополит Черкасский и Каневский Сафроний, которого считают лидером автокефального крыла в УПЦ МП. В Соборе 15 декабря он не участвовал, как объяснил сам, по состоянию здоровья. Теперь иерарх предпочитает, чтобы его звание употребляли без приставки МП, но и в новую церковь не собирается.
По мнению Сафрония, ПЦУ канонически более зависима от Константинополя, чем нынешнее положение его епархии. А автокефалия, которую Константинополь дал ПЦУ чужда для украинского православия. В славянской православной традиции поместная автокефалия — чуть лит не уровень патриархии: Болгарская, Сербская, Румынская, Грузинская, Польская и Чешских земель и Словакии (две последние — митрополии, получившие автокефалию от РПЦ).
«Они сделали церковь полностью зависимой от греков. Это — просто вассальное поглощение <…> У Константинополя нет парафий, нет церкви, там есть только епископы. А в Украине отвалилась огромная территория, где можно развернуть свою деятельность <…> Я буду ездить за миро к грекам? Знаете, сколько это будем стоить? я буду спрашивать у греков, что мне здесь в Украине делать? <…> церковь должна быть независимой, как все автокефальные церкви. А у нас просто создали митрополию», — заявил митрополит Сафроний в интервью украинским СМИ.
Никакой другой автокефалии, кроме как по греческому образцу, Константинополь и не мог дать ПЦУ. Византия, тем более после оккупации Османской империи, исторически охватывала намного меньшие территории православных епархий, к тому же отдаленные друг от друга.
Автокефалия от РПЦ — миссия невыполнима
В УПЦ МП настаивают, что патриарх Варфоломей не имел права снимать анафему с уже бывшего патриарха Филарета и митрополита АУПЦ Макария. Им следовало покаяться и вернуться в ту церковь, от которой откололись. «Создали новую структуру на основе отколовшихся от нас церквей. Теперь заставляют нас присоединиться к этим неканоничным церквям. Это все равно, что присоединять государство Украина к непризнанным «ДНР» и «ЛНР», — говорит Николай Данилевич.
Получить каноническую автокефалию по славянской православной традиции, считают в УПЦ, нужно было от РПЦ. В свое время так ее получили митрополии церквей Польской и Чешских земель и Словакии. Религиовед Илья Бей отмечает: в тех случаях это было вызвано историческими обстоятельствами. Польская церковь входила в Киевскую митрополию, но уже при советской власти в 1920-х годах РПЦ дала ей автокефалию. Чехословацкая церковь (сейчас Чешских земель и Словакии) получила автокефалию от РПЦ в 1958 году, но Константинополь ее признал только в 1998 гоуд.
По словам Илья Бея, весной прошлого года 10 епископов УПЦ МП подписали обращение к Константинополю о предоставлении автокефалии, но имена их не озвучены.
Российские СМИ о письме патриарха Филарета сообщили как о покаянной просьбе о прощении. Филарет опроверг эту информацию на пресс-конференции Он заявил, что речь не шла о покаянии и прощении, и предоставил копию своего письма патриарху Кириллу.
Но другой реакции от него никто и не ожидал. Независимость и своенравие бывшего главы УПЦ КП — еще одной причина для сдержанности многих сторонников единой поместной церкви среди духовенства. «Филаретовщина», — когда-то сказал Блаженнейший митрополит Мстислав, — говорит Realist'у священник Украинской Апостольской православной церкви Александр Титов, — мы не хотим поглощения двумя крупными структурами".
Практика показала, что шансы получить автокефалию от Москвы нулевые. Священник Богдан Огульчанский напоминает, что УПЦ дважды обращалась к РПЦ с просьбой об автокефалии: в 1991 году при митрополите Филарете и в 1992 году епископы объявили о поддержке автокефалии (УПЦ отделилась от РПЦ в 1990-м, в 1991-м начался раскол) и просили РПЦ даровать автокефалию. Среди них был и нынешний митрополит Киевский Онуфрий (Березовский). Ответ был: решение принимает Поместный собор РПЦ. «Потом Поместный собор собирался дважды в 2000 и 2009 году, но этот вопрос не рассматривали», — говорит священник.
А при патриаршестве Кирилла с 2009 года РПЦ начала играть активную роль в агрессивной политике России в отношении Украины.
Комиссия по диалогу между РПЦ и православными церквями Украины создана не была. Процесс создания единой поместной украинской церкви перехватил Константинополь. РПЦ, а с ними и УПЦ МП были выведены из игры. «Когда в апреле президент объявил, что обратиться к Константинополю за автокефалией, мы ожидали диалога. Но его не было. 23 июня мы поехали к патриарху Варфоломею, и в ответ, почему с нами не говорили, нам ответили, что опубликовали коммюнике», — рассказывает заместитель главы отдела внешних сношений УПЦ протоирей Николай Данилевич.
О геополитическом аспекте создания автокефальной единой поместной православной церкви для Украины в материеле «Томос: Москва проиграла, но битва за единую церковь в Украине только началась»