Нарушение авторских прав: как и почему Украина попадает в “список 301”
Авторские права

Нарушение авторских прав: как и почему Украина попадает в “список 301”

15 марта 2018 | 07:49


Дело было летом прошлого года на одном из крупных украинских фестивалей. Во время выхода иностранного хедлайнера погасли экраны, весь день транслировавшие выступления других групп, чтобы люди в конце многотысячной толпы могли не только слышать, но и видеть происходящее на сцене. «Они просто не хотят, чтобы завтра видео их выступления в HD-качестве появилось на торрентах», — пожал плечами стоявший рядом организатор. И многозначительно добавил: «Репутация у нашей страны, конечно…». Речь шла о защите авторских прав.

Список 301

Для цивилизованного мира с отрегулированной моделью управления авторскими правами Украина — огромный пиратский рынок «Петровка» (или «7-й километр» — как вам больше нравится). Ежегодно в стране продается интеллектуальная собственность на миллионы долларов, однако правообладатели этих денег не видят. Воруется при этом на миллиарды — и дело не только в частных интернет-пиратах. Ежегодно правительство США публикует отчет по «списку 301» — Украина в него попадает с завидным постоянством, при этом в статусе главного «пирата» в мире.

Для начала проясним, что такое «список 301» и насколько он важен. Итак, в 1974 году в США приняли Торговый закон (US Trade Act), раздел 301-й которого дает полномочия президенту США вводить экономические санкции против стран, в которых существуют торговые барьеры для американских компаний и продуктов в связи с несовершенством законов или неэффективностью правоприменительной практики в сфере охраны интеллектуальной собственности. Таким образом американские правообладатели лоббируют свои интересы во всем мире, используя для этого всю огромную американскую государственную машину.

В ежегодном «Специальном отчете 301» (Special 301 report) «пиратские» страны делятся на три категории: Priority foreign country (приоритетная страна), Priority watch list (страны под первоочередным наблюдением) и Watch list (страны под наблюдением). В зависимости от тяжести «содеянного» по отношению к ним могут применяться различные санкции — от двусторонних консультаций до экономических ограничений.

Украина в этом списке с 1997 года. В 2001-м, будучи крупнейшим рынком контрафактной CD-продукции в Восточной Европе, она получила статус Priority Foreign Country. А вместе с ним — экономические санкции в отношении некоторых групп товаров и отмену льготных условий импорта в США. В 2006-м статус приоритетной страны сняли — чтобы вернуть в 2013-м. Более того, в 2013 году в списке Priority foreign country находилась только одна (!) страна — Украина. Озвучили три претензии: недостаточная урегулированность деятельности организаций коллективного управления авторскими и смежными правами, масштабное использование нелицензированного ПО в органах государственной власти и шокирующее интернет-пиратство. Угрожали опять ввести санкции, но не ввели — в 2014-м сделали поблажку, поскольку в стране и так рухнула экономика. В 2015 году статус улучшился до Priority watch list. Однако решение не базировалось ни на каких изменениях внутри самой страны — это был лишь политический жест доброй воли США. Если убрать все дипломатические формулировки, на самом деле в отчете говорится о том, что ни по одному из трех пунктов замечаний нет подвижек, но «они обещают стараться». Честное слово.

Воруют — все

По факту же грубым нарушением авторских прав занимается даже крупнейший государственный концерн «Укроборонпром». В июле 2017-го ученые из консорциума «Инновационно-технологическая группа» подали иск на входящее в концерн предприятие за неправомочное использование в производстве запатентованного ими изобретения. Пять лет ученые не получали роялти, а радиолокационные станции с запатентованной составляющей продолжали продаваться. Более того — «Укроборонпром» заключил договор на их поставки в США, включив роялти в стоимость контракта. На госпредприятии все отрицают.



Согласно оценкам американских аналитиков, 60−80% программного обеспечения, установленного в госорганах страны — нелицензионный софт. Самое парадоксальное, что даже правительственный законопроект о борьбе с «пиратством» в интернете, скорее всего, был подготовлен на нелицензионном ПО — в свойствах документа обнаружили подпись «Grizli777». И она вполне может быть «меткой» автора пиратской сборки софта. А если в «пиратов» играет даже правительство страны, зачем за софт платить обычным гражданам? «В 2016 году только 5−7% геймеров покупали лицензионную версию игры, остальные использовали „пиратские“ версии. То есть упущенная выгода составляет от $ 1,360 млрд до 1,904 млрд», — говорит юрист Илья Левченко.

Воруют даже книгоиздатели. Так, Ивано-Франковский городской суд рассматривал дело общественной деятельницы Евгении Бардяк. Женщина провела десятки интервью, чтобы рассказать о погибших во время Революции достоинства героях Прикарпатья. А после обнаружила свои тексты в издании «Книга скорби, памяти и уважения Украины. Ивано-Франковская область. Герои Революции достоинства», отпечатанном за деньги областного бюджета. Под ними стояла чужая фамилия, а то и просто отсутствовало авторство. Суд длился больше года. Денег Бардяк не требовала — ей было достаточно признания факта нарушения авторских прав, прекращения распространения книги и публичных извинений. Извинения таки появились — в областной газете за «техническую ошибку». Суду этого хватило — в решении отметили, что популяризация этих историй является более важной, чем все, что касается авторского права.

Или другая история — на этот раз об использовании фотографии. В книге издательства «Ранок» (ISBN: 978−966−672−289−1) «Рыбки — экзотика подводного мира» на 8−9-й страницах отпечатано фото, украденное из личного блога харьковского аквариумиста Максима Платухина. Об этом сам Максим узнал только летом 2017 года, когда получил книгу в подарок от своего друга. На претензию автора издательство ответило неожиданно: «Если хотите, можете подавать в суд. Мы будем затягивать рассмотрение в суде до бесконечности». Так кто же заботится о защите авторских прав?

«Защита авторского права — это забота прежде всего автора как монопольного владельца своими правами. Потому что от него должна исходить инициатива по пресечению нарушений. Государство помогает нормами права, присоединениями к международным актам. А уже сами творцы и их представители идут в суды, пишут претензии, придумывают иные досудебные способы влияния», — отмечает юрист в сфере авторского права, управляющий партнер Правового дома «Копирайт» Юлия Иськова.



По словам юриста, авторам стоит действовать на опережение — не ждать альтруистов, которые будут бесплатно защищать их права, а регистрировать авторское право, торговые марки, промышленные образцы, получать патенты. В современном мире достаточно способов противостоять плагиаторам и «пиратам».

К слову, о «пиратах» — именно из-за них для пользователей из Украины до сих пор не доступен самый популярный музыкальный стриминговый сервис Spotify. Вместо него — сотни торрент-трекеров и онлайн-кинотеатров, на которых фильмы появляются в день премьеры, а то и раньше. Опыт ex.ua, «Вконтакте» и «Одноклассников» показал: когда государство хочет, оно блокирует. Значит, просто не хочет. А люди добровольно не хотят покупать.

«Пусть каждый наш гражданин начнет с себя: пользуется платными ресурсами по скачиванию музыки, фильмов и т. д. Не ищет способы для бесплатных незаконных действий, а в буквальном смысле воспринимает предупреждение об уголовной и административной ответственности. Потому что нельзя говорить в разрезе „пиратства“ о том, что виновато только государство», — говорит Юлия Иськова. И добавляет — в борьбе с «пиратством» лояльные методы не работают. Справиться с ним можно, только ужесточив привлечение к ответственности, приучив население к мысли о ней.

Золотая ниша роялти

В Украине существуют одна государственная и 18 частных Организаций коллективного управления авторскими правами (ОКУ). Все они занимаются сбором авторских вознаграждений для отечественных и иностранных правообладателей — тех самых денег, которые до них зачастую просто не доходят.

«Представьте ситуацию — бегают по рынку 18 организаций и каждая сама себе собирает. Вот только большинство этих организаций вообще никому ничего не выплачивают», — говорит руководитель крупнейшего ОКУ — Украинского агентства авторских и смежных прав (УААСП) Дмитрий Костюк.

По словам бывшего музыкального продюсера, сборы авторских роялти в Украине должны составлять несколько миллиардов гривен. Возглавляемая им ОКУ в 2017 году вышла на рекорд — 62 млн грн. Еще пару десятков миллионов собрали остальные 18 организаций — в сумме роялти не дотягивают и до 100 млн грн. Это в 650 раз меньше, чем в США, и в 300 — чем в любой стране Евросоюза.

При этом необходимые международные договоры с организациями-партнерами и членство в мировых сообществах есть только у одной ОКУ — государственной УААСП, отмечает юрист Юлия Иськова. Так что сотрудничество украинских и зарубежных авторов с ней — вынужденная необходимость.

При этом выплачивать деньги западным авторам начали только пару лет назад — по словам Костюка, даже несмотря на небольшие суммы, там очень удивились. Роялти за использование авторского контента на видеохостинге YouTube было распределено только летом 2017 года — впервые в истории авторского права в Украине.



«К сожалению, приходится констатировать тот факт, что защита авторского права в нашей стране находится на катастрофически низком уровне. Долгие годы мы наблюдали, как наши авторские „уплывали“ в неизвестном направлении. Суммы, отчисляемые нам, брались буквально „из головы“ — тому чуть-чуть, этому немножко. Своих реальных сумм не знал никто и никогда», — комментирует композитор, народный артист Украины Игорь Поклад. И отмечает: в последние два года ситуация действительно изменилась, выплаты выросли почти на 40%.

«Только пару лет назад авторы начали задавать вопросы относительно выплат на профессиональном уровне и дисциплинировать УААСП. Но до сих пор еще нет прозрачности в выплатах и начислениях, контроле через цифровые системы или личные кабинеты. Пережитки прошлого дают о себе знать. А выплаты выросли в связи с глобализацией, доступом к электронным скачиваниям и т. д.», — поясняет Иськова.

Сам руководитель УААСП хочет, чтобы предприятие перестало быть государственным, а трансформировалось в три-четыре ОКУ, которые будут полностью подконтрольны авторам и музыкальным издателям. Отдельно — для музыкальных прав, отдельно — для смежных (так называемых производителей фонограмм). Третья — для защиты прав в кинематографе, четвертая — в живописи и т. д. Так, как это практикуется в Европе. Сегодня же все существующие ОКУ сконцентрировались только на сфере публичного исполнения контента.

«Подобные УААСП организации создавались путем объединения авторов и владельцев прав с целью их защиты. А у нас еще с советского времени создание подобных организаций инициировалось государством. Историческая особенность менталитета. Реформирование в целом необходимо, но без радикальных действий, которые парализуют работу сборов и выплат», — отмечает Юлия Иськова.

Специализированный суд

В 2017 году компания Adidas подала в суд на небольшого импортера из Харькова — украинскую промышленную компанию «Лехтех». Претензии касались интеллектуальных прав — речь шла о ввозимом в Украину китайском контрафакте, подозрительно напоминающем обувь известной марки. Другая корпорация — Roshen — в прошлом году начала битву за «Киевский торт». Иски о нарушении права интеллектуальной собственности при выпуске продукции, а также требования запретить дистрибьюторам ее реализацию, были направлены сразу в несколько компаний. В Украине существует необходимое законодательство — дело в неуклюжести и неповоротливости системы. Ну, и в менталитете, как бы банально это ни звучало.

Сейчас дела об интеллектуальной собственности рассматриваются хозяйственными или обычными районными судами. И как следствие — зачастую теряются в общей массе, процессы затягиваются. И все же, по словам юриста Юлии Иськовой, с начала 2000-х сформирована положительная судебная практика, где судебные коллегии по интеллектуальной собственности рассматривают дела по авторскому праву и выносят решения в пользу авторов и правообладателей.

«В свете судебной реформы мы ожидаем создания патентных судов, которые пока существуют в виде деклараций в кодексе. И только время и судебная практика покажет, насколько профессиональнее будет рассмотрение исков по нарушению авторского права, смежных прав, патентного права», — говорит Иськова.

9 сентября прошлого года в Украине появился Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности — правда, пока только на бумаге. Эксперты уверены: поскольку политики слишком заняты Антикоррупционным судом и не устраивают на почве интеллектуальной собственности шумиху и торги, у IP-суда есть все шансы на быстрый запуск. Так, в марте уже началось квалификационное тестирование на занятие 21 вакантной судейской должности.

Неоднозначный момент касается вопроса апелляции — в рамках суда будет создана соответствующая палата, однако все равно повторное рассмотрение дел станет происходить в рамках того же суда. Кассацию при этом будет рассматривать специализированная палата Верховного суда, который также еще в процессе создания. И все же на Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности эксперты возлагают большие надежды.


рф ударила по объекту телевизионной инфраструктуры в Харькове
22 апреля 2024
В Киеве отремонтируют тоннель между двумя станциями метро – будут ли ограничения в движении
22 апреля 2024
Швеция рассматривает вероятность передачи Украине системе ПВО Patriot
22 апреля 2024
Норвегия пообещала профинансировать Украину дополнительными 6,4 млн долларов
22 апреля 2024
Польские фермеры разблокировали один из КПП на границе с Украиной
22 апреля 2024
Украина может получить систему ПВО малой дальности от Латвии
22 апреля 2024
Швеция предложила ввести санкции против нефтяного флота рф
22 апреля 2024
Немецкий Knauf выходит из россии: что известно
22 апреля 2024