В разгаре — сезон зимних праздников. По всей Европе проходят рождественские ярмарки, с 18 на 19 декабря христиане восточного обряда празднуют день Святого Чудотворца Николая, который католики отметили еще 6-го числа. Христианский мир готовится к празднику Рождества.
Свои традиции, связанные с зимним временем, есть у других религий. Конец декабря — одно из самых темных времен в году, когда световой день максимально короткий. И на это темное время приходятся праздники, которые по своей сути должны привнести в жизнь максимум света, тепла и радости. Realist рассказывает о зимних праздниках евреев, армян и татар.
Ханука — праздник Света
19 декабря вечером иудеи всего мира отмечают 8-й день праздника Ханука — самого яркого и чудесного в еврейском календаре. Он также называется Праздником Огней, или Праздником Света. Ханука празднуется в честь победы небольшого отряда еврейских повстанцев над сирийско-греческой армией в 165 году до н. э. Эта победа символизирует также победу иудейской традиции над властвовавшим в то время эллинизмом.
Возглавляемые Иудой Маккавеем, провинциальным священником из древнего рода коэнов, патриоты Израиля смогли отвоевать Иерусалим и Иерусалимский храм. Однако святилище было осквернено — в него были помещены греческие идолы, а горшки с маслом, которые зажигали для молитвы и служения Всевышнему, были разбиты греками.
Победители смогли найти лишь один бочонок с маслом, которое осталось неоскверненным, о чем свидетельствовала печать первосвященника на самом сосуде. Иудеи зажгли этот сосуд, и произошло чудо: масло горело не день, а целых восемь дней.
Что же произошло? В еврейской традиции есть разные предположения. Например, о том, что свои физические свойства изменило само масло. Или что свойства изменил огонь. Или что ни огонь, ни масло не менялись, но божественное присутствие не давало маслу сгорать.
Ханука символизирует праздник надежды, обретения утраченного, рассказывает главный раввин Киева и Украины Моше Реувен Асман: «Когда Макковеи нашли бочонок с маслом, которого хватало на один день, они могли отчаяться и не зажечь его. Но они зажгли его, не отчаялись, и тогда Всевышний совершил чудо. Из этого мы учим, что нужно дело делать, не останавливаться. Даже если есть какие-то трудности и если нам по природе вещей тяжело, нам нужно не отчаиваться и идти вперед. И тогда Всевышний открывает перед нами ворота».
Пришедшие в Иерусалимский храм победители-иудеи, по словам Моше Реувена Асмана, могли исполнить заповедь и нечистым маслом. «Но они искали запечатанный первосвященником бочонок, потому что хотели исполнить заповедь наилучшим образом. И за это они также удостоились чуда. Это означает, что в служении Всевышнему не нужно идти на компромиссы, и служить ему нужно самым наилучшим способом», — говорит раввин.
«Что такое военная победа Макковеев? Это победа маленького отряда необученных военному делу религиозных людей, коэнов-священников, победивших самую мощную и хорошо вооруженную армию того времени. Это произошло, потому что они были все вместе, они пошли на самопожертвование ради Всевышнего, и тогда Всевышний сделал для них чудо».
В честь праздника зажигаются светильники — ханукии, причем количество свечей увеличивается с одной в первый день до восьми в последний. Во время празднования принято есть пончики и деруны и все, что готовится в масле.
Армянское рождество
Рождество по армянскому календарю празднуется с 5 на 6 января. Этот же день совпадает у армян с Крещением. Такое воссоединение праздников произошло еще в средние века.
Говорит епископ Маркос Оганесян, глава Украинской епархии Армянской апостольской церкви: «Сочельник у нас приходится на 5 января. После литургии, когда начинается разговение после Рождественского поста, с алтаря выносится лампада. Люди зажигают от нее свои свечки и уносят с собой домой». Этот огонь символизирует божественный свет, который исходит от алтаря и освещает жизни людей надеждами и счастьем.
Дома накрывается праздничный стол, на который ставится плов из риса с изюмом —традиционное рождественское блюдо. «В нем белый рис символизирует все человечество, а сладкий изюм в нем — христиан», — говорит Маркос Оганесян. Готовится долма — голубцы из виноградных листьев, наваристый суп из баранины хаш, шашлык из баранины.
6 января, после рождественской литургии, освящается вода. Это освещение происходит с помощью святого креста и святого мира. В основе миро — оливковое масло и экстракты более 40 трав и корней. Сам рождественский период, во время которых проводятся народные гуляния, по армянской традиции длится 8 дней.
Первая весна украинских и крымских татар
Мусульмане в конце декабря 2017 года отмечают завершение месяца Раби' Ауваль, что в переводе означает «первая весна». Так как мусульмане следуют лунному календарю, то он ежегодно смещается, и изначально весенние месяцы могут приходиться на любое другое время года. В этом месяце родился пророк Мухаммад — последний пророк и посланник.
Рассказывает шейх Рустам Гафури: «Маулид — это событие рождения пророка Мухаммада, и в этом месяце мы раздаем больше милостыни, оказываем поддержку нуждающимся. В это время принято посещать родственников, а также читать молитвы за упокой тех, кто умер. В мечетях делается угощение, и там собирается много людей. В честь Маулида раздают подарки и сладости».
По словам Гафури, в это время уроки посвящаются высоким нравственным качествам самого пророка Мухаммада, исполняются песнопения и хвалебные оды о его благородстве и доброте, правдивости и сострадании. Он призывал к доброжелательности и сказал, что не будет совершенной вера того, кто не желает другим людям того же, что желает себе из добра.
«Поистине, последний пророк научил любить всех предыдущих пророков. Через них мы обращается к Творцу ради Иисуса, Моисея, Авраама, ради всех пророков и святых, ради святой Марии. Мы, мусульмане Украины, просим мира и процветания для нашей страны, желаем блага народу Украины. Любовь к пророкам объединяет нас на пути добра. Дай Бог, чтобы каждый год для нас был наполнен благодеяниями и успехами», — говорит шейх Рустам Гафури.
Фото: pixabay.com