Исследователи открыли секретный ингредиент Рембрандта ван Рейна на картинах в технике импасто. Для эффекта густой пастообразной краски художником использовался свинцовый минерал — плюмбонакрит.
Об этом сообщает Ars Technica.
Рембрандт создавал свои собственные краски, экспериментируя с различными материалами, чтобы получить разные эффекты. В обычных красках использовался свинцово-белый пигмент и органические вещества, такие как льняное масло. Но никому не был известен точный рецепт, который Рембрандт использовал для создания эффекта импасто.
Impasto состоит в том, что краски на холст наносятся очень толстыми слоями. Это делается масляной краской из-за густой консистенции и медленного высыхания.
Рембрандт пользовался этим эффектом для изображения складок в одежде или драгоценностях на своих картинах.
Группа французских и голландских ученых изучила образцы с трех полотен: «Портрет Мартина Солманса», «Купание Сусанны» и «Вирсавия» и выявила неожиданный ингредиент — довольно редкий минерал плюмбонакрит. Ранее он использовался преимущественно на полотнах XX века, а самое раннее на два столетия раньше Рембрандта — картина «Стог сена под дождливым небом» (1890) Винсента Ван Гога.
«Присутствие плумбонакрита свидетельствует о щелочной среде. Исходя из исторических текстов, мы полагаем, что Рембрандт добавил окись свинца в масло для этой цели, превратив смесь в пастообразную краску», — уточнил исследователь из ESRF Марин Котт.
Открытие поможет сохранить работы голландских мастеров для будущих поколений, уверены ученые.
«Мы работаем с гипотезой о том, что Рембрандт мог использовать другие рецепты, и именно поэтому мы будем изучать образцы с других картин Рембрандта и других голландских мастеров 17 века, включая Вермеера и художников, принадлежащих к кругу Рембрандта», — заявил ученый из Рейксмузеума в Амстердаме Аннелис ван Лун.
Ранее сообщалось, что впервые за полвека в Нидерландах нашли неизвестную картину кисти Рембрандта Харменса ван Рейна.