Время свободы: чему учит биографическая драма “Колетт” с Кирой Найтли
Кино

Время свободы: чему учит биографическая драма “Колетт” с Кирой Найтли

28 ноября 2018 | 09:30

Фестиваль «Новое британское кино» в 2018 году привез в Украину важные фильмы о женщинах, их роли в обществе, страхах и желаниях. Но если «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса сфокусирована на деструктивном стремлении к власти, то биографическая драма «Колетт» Уоша Уэстмоленда рассказывает о желании женщины владеть собственной судьбой. И делает она это так легко и изящно, что произошедшая больше века назад история оживает на глазах.

Сюжет

Фильм посвящен становлению Сидони-Габриэль Колетт (Кира Найтли) известной французской писательницы, актрисы и журналистки. В 1893 году мы видим ее милой провинциалкой из Бургундии, которая выходит замуж за Анри-Готье Виллара (Доминик Уэст) популярного писателя из Парижа. «Вилли» увозит юную супругу в столицу, полную соблазнов и развлечений. Колетт скептически относится к претенциозной богеме и откровенно скучает без дела, но расточительность мужа, его увлечение азартными играми и женщинами вскоре вынуждают ее заняться писательством.

Доминик Уэст и Кира Найтли в роли Вилли и Колетт

Под псевдонимом «Вилли» Колетт пишет роман «Клодин в школе», подарив героине часть своей биографии. Виллар, хорошо знакомый со вкусами парижской публики, советует добавить в историю эротического подтекста, и книга быстро становится бестселлером. Особенно роман увлекает девушек, которые делают Клодин культурной иконой.

Ухватившись за коммерческий успех, Виллар закрывает талантливую жену в золотой клетке и заставляет писать «минимум по 4 часа в день». Он буквально порабощает Колетт, умело манипулируя ее привязанностью и дружбой. При этом Виллар снисходительно относится к открывшемуся у Колетт сексуальному интересу к женщинам, не считая это поводом для ревности.

История Клодин перебирается с книжных полок на театральные подмостки, и французские девушки одержимо копируют стиль и манеру поведения Клодин. Некоторое время супруги наслаждаются славой, деньгами и свободной любовью, но идиллия заканчивается в тот момент, когда Колетт изъявляет желание подписать новую книгу о Клодин своим именем: делиться авторскими правами с женой Виллар не намерен.

Актеры и персонажи

Колетт была настоящей рок-звездой своего времени: ее романы и рассказы раскупали ничуть не хуже современных платиновых альбомов, новаторские сценические номера встречали аплодисментами, а образ жизни вызывал бурю негодования у консервативной публики. Но успех ее не был подарком «крестной феи» или случайностью. Трудолюбие, упорство и растущая уверенность в себе важные качества, которые отличают Колетт от выпестованных добрыми покровителями дебютанток.

Кире Найтли удалось убедительно передать харизму и внутреннюю силу Колетт, не превращая ее ни в мученицу, ни в лишенного слабостей идола.

Колетт была настоящей рок-звездой Прекрасной эпохи — периода между последним десятилетием XIX века и Первой мировой войной

Вилли в исполнении Доминика Уэста далеко не классический негодяй, хотя его потребительское отношение к супруге сложно назвать редкостью. Его ум, обаяние и эмоциональная зависимость от Колетт постоянно спорят с жадностью и инфантилизмом. Из-за такого конфликта его персонаж становится очень живым, и наблюдать за его развитием/падением по-настоящему интересно.

Второстепенных персонажей «Колетт» тоже не назовешь блеклыми. Каждому из них, будь-то молодая любовница Вилли, его литературные рабы или знатная партнерша Колетт, поручено раскрывать дух времени и характеры главных героев. Благодаря их слаженной работе фильм получился целостным, ярким и многогранным.

Колетт не признавала ограничений ни в творчестве, ни в личной жизни. В роли Матильды "Мисси" де Морни - Денис Гоф

Вывод

Фильм «Колетт» лишен сложных метафор, но именно простота делает его таким полезным. На примере Колетт мы видим несколько установок, которые сохранили актуальность и в ХХI веке (ведь до сих пор во всем мире женщины зарабатывают меньше мужчин):

  • Самопожертвование во имя брака вещь неблагодарная, и любые усилия должны справедливо вознаграждаться.

  • Далеко не все, что называют любовью, является ею на самом деле. Слишком часто это слово используют для манипуляций, и задача каждого взрослого человека научиться их распознавать.

  • Критика не повод отказываться от творчества: не ругают только того, кто ничего не делает.

  • Нет смысла ломать себя ради того, чтобы угодить обществу: оно никогда и ничем не бывает довольным на 100%.

  • Для того, чтобы выйти из тени и реализовать себя в работе и творчестве, женщине не нужен чудесный спаситель: друзей и единомышленников будет достаточно.

  • Проявить свои амбиции, научиться новому и начать зарабатывать можно в любом возрасте, а от людей, внушающих комплексы и обвиняющих в слабости, лучше держаться подальше.

Это далеко не полный перечень идей, заложенных создателями картины, но даже без морализаторства она остается интересной, стильной и привлекательной.

Фото: IMDB