Биографический фильм о Викторе Цое под названием «Лето» выходит в украинский прока 28 июня. Сценаристы ленты называют ее «музыкальной фантазией на тему субъективных воспоминаний», однако в ней есть немало событий и фактов, которые происходили на самом деле.
Realist расскажет о пяти моментах из фильма «Лето», которые были в жизни Цоя.
Фильм «Лето» переносит зрителя в Ленинград 1981 года. Лента демонстрирует, как 19-летний Виктор Цой познакомился с влиятельным музыкантом Майком Науменко — солистом группы «Зоопарк». В основу сценария легли воспоминания жены Майка — Натальи Науменко.
1
В фильме показано, как Майк Науменко и его группа «Зоопарк» выступает в Ленинградском рок-клубе. Позже Науменко приводит туда группу «Кино».
Ленинградский рок-клуб действительно существовал. Он был общественной и концертной организацией, созданной 7 марта 1981 года. Для советских времен организация отличалась на фоне других, там можно было услышать прогрессивную музыку.
Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет, в клубе также были свой устав и статус. Удивительно, что он вообще существовал, ведь в первой половине 80-х партия боролась с проявлениями инакомыслия и влиянием Запада, к которому причисляли рок-музыку. Во второй половине 80-х контроль был не таким сильным, поэтому в клубе смогли выступать те, кто ранее не был допущен на сцену из-за «идеологической сомнительности текстов».
Как и показано в фильме «Лето», группа «Кино» выступила в Ленинградском рок-клубе в 1981 году. Также в клубе в разное время свои песни исполняли «Пикник», «Секрет» и «Аквариум».
2
В ленте упоминают название «Гарин и гиперболоиды», которое в шутку получает группа Виктора Цоя до того, как она стала «Кино».
Правда, в жизни название «Гарин и гиперболоиды» (по аналогии с романом Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина») придумали сами участники группы — Цой, Рыбин и Валинский.
Интересно, что в группе «Кино» в дальнейшем из этих троих участников остался только Цой. Но в фильме зритель увидит и гитариста Алексея Рыбина (ушел из коллектива в 1983 году), и барабанщика Олега Валинского (в 1981 году его забрали в армию).
3
Так как барабанщик Олег Валинский был призван в армию, группа «Кино» какое-то время была вынуждена использовать драм-машину (это был ритм-бокс «Электроника»), заменявшую живую игру музыканта.
Драм-машину пустили в ход и для записи дебютного альбома «Кино» под названием «45», которая проводилась по инициативе Бориса Гребенщикова. А происходило все это в Доме пионеров, где музыкальный продюсер Андрей Тропилло из нескольких помещений создал студию «АнТроп».
В фильме «Лето» показали еще один любопытный момент — в студии во время исполнения песни «Время есть, а денег нет» Виктору Цою подпевают музыканты «Аквариума». Все это тоже было, их намеренно кричащий хор можно послушать на записи.
4
В ленте «Лето» есть эпизод, в котором Марианна (в будущем супруга Цоя — Виктор женился на ней в 1984 году) готовит группу к выходу на сцену. Она укладывает Цою волосы лаком, завершая его образ с гримом.
Такие моменты были и в жизни. Марианна Цой стала администратором группы «Кино», она занималась продюсерской деятельностью и какое-то время отвечала за внешний вид Виктора Цоя. Были даже эксперименты с одеждой музыканта, например, выход на сцену в позолоченных жилетках с кружевами и поддельными бриллиантами.
Но от такого имиджа Виктор Цой со временем отказался и, будучи уже знаменитым, носил простые футболки под черную косуху или бомбер.
5
Виктор Цой учился в художественном училище на специальности «резчик по дереву». Став начинающим музыкантом, Цой продолжал вырезать деревянные фигуры и забавы ради раздавал их своим друзьям.
В фильме «Лето» Виктор приходит в квартиру к Майку и Наталье Науменко и дарит им деревянную пепельницу в форме человеческой стопы. Такой атрибут для окурков, по воспоминаниям Натальи, сохранился у нее дома.
Подробнее о фильме «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова и о впечатлениях о нем вы можете прочесть в рецензии Realist’а.
Читайте также:
Oh, I believe in yesterday: история знаменитой песни The Beatles