Фильм «Лето», рассказывающий о молодости Виктора Цоя, выйдет в украинский прокат 28 июня. Realist уже посмотрел его и делится впечатлениями, а также тем, что нужно знать о Кирилле Серебренникове.
О режиссере
Перед тем, как описывать впечатления, стоит кратко напомнить о том, кто стоит за созданием «Лета». Имя режиссера Кирилла Серебренникова (известного также как художественного руководителя театра «Гоголь-центр») регулярно появлялось в прессе с середины 2017 года.
В августе Кирилла арестовали в Санкт-Петербурге прямо на съемочной площадке, где Серебренников работал с актерами ленты «Лето». Режиссера насильно увезли в Москву, где Кирилла обвинили в том, что он якобы виноват в хищении бюджетных средств (выделенных на театральный проект «Платформа»). Сам Серебренников назвал обвинения в свой адрес «абсурдными».
Когда Серебренникова поместили под домашний арест, в его поддержку выступили десятки известных актеров и других деятелей культуры. Они подчеркивали, что доказательства в деле против Серебренникова были сфабрикованными.
Несмотря на сложные времена в жизни Серебренникова, режиссер с помощью творческой команды смог завершить фильм «Лето» — он монтировал картину, находясь под домашним арестом.
В мае 2018 года фильм «Лето» попал на Каннский кинофестиваль, где боролся за «Золотую пальмовую ветвь» и был удостоен премии за лучший саундтрек. Из-за ареста Кирилл Серебренников лично не смог присутствовать на премьере своей ленты. Однако в Каннах его поддержала творческая группа фильма, которая пришла на красную дорожку с изображениями Серебренникова и призвала освободить режиссера.
О сюжете
Фильм «Лето» рассказывает о самом начале творческого пути Виктора Цоя и группы «Кино», о его взаимоотношениях с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко, его женой Натальей и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года.
В основу «Лета» легли воспоминания Натальи. По словам сценаристов ленты Михаила и Лили Идовых, их подход к сценарию был не только документальным: «Нам важнее было уловить дух событий, нежели их точный порядок и хронологию. Этот фильм — музыкальная фантазия на тему субъективных воспоминаний».
Об актерах
Найти артиста, который сыграет рок-музыканта, ставшего кумиром для многих поколений, задача не из простых. Ее решение по задумке Серебренникова воплощали четыре человека.
Виктора Цоя в фильме сыграл корейский актер по имени Тео Ю — его зритель все время видит на экране. Тео не владеет русским языком, поэтому свою роль он выучил фонетически, а его реплики озвучивал певец Денис Клявер, известный многим как солист группы «Чай вдвоем». Вокальные партии за Тео Ю исполнял музыкант-самоучка из Якутии Петр Погодаев, а гитарные партии играл гитарист Герман Осипов.
В роли Майка Науменко в фильме снялся Рома Зверь — солист группы «Звери». Несмотря на то, что многие критиковали его, Рома был единственным кандидатом на эту роль. В кадре он действительно напоминает Науменко, даже отлично копирует интонацию Майка, поэтому роптать на него несправедливо.
Наталью Науменко сыграла Ирина Старшенбаум, она в кадре смотрится очень уместно и естественно. Никита Ефремов исполнил роль Боба, в котором без труда можно узнать Бориса Гребенщикова.
Также в одной из сцен фильма появляется Лия Ахеджакова — она играет хозяйку квартиры, в которой собирается молодежь, чтобы послушать группу «Кино».
О впечатлениях
На первых минутах фильма «Лето» замираешь от смешанных чувств — трепета ожидания и боязни разочароваться. Ведь вот-вот появится Виктор Цой и станет ясно, стоит ли вообще «воскрешать» его на экранах.
Проходит время, мы видим выступление Майка Науменко, а затем его знакомство с Цоем, которое происходит на пляже. Виктор затягивает припев из своей песни «Бездельник», а Майк подсказывает ему, что тут стоило бы добавить затяжное «о-о, мама, мама». В тот же день компания, с которой пришел Науменко, громко распевает строчку о бездельнике, подхватив ее мотив.
И тут, сидя в кресле кинотеатра, понимаешь, что тебе нравится это кино. Эти черно-белые кадры. Эти герои, чьи песни до сих пор помнят наизусть. В этот же момент становится страшно, что до конца фильма осталось еще много, и его может испортить любая неудачная реплика или исковерканный факт. Но этого не происходит, «Лето» до самых последних минут держит высокую планку.
Что касается фактов, то в фильме много деталей, которые с легкостью узнают поклонники Цоя. Например, группа «Кино» одно время использовала драм-машину, так как их барабанщика забрали в армию. То, что музыканты выходили на сцену Ленинградского рок-клуба в рубашках с жабо, тоже правда. Это были первые публичные выступления группы в романтико-героическом стиле, от которого они очень быстро отказались, отдав предпочтение черному цвету.
А в те моменты, когда сценарий уходит в фантазию, Серебренников выводит на первый план персонажа-скептика, выходящего с табличкой «этого не было». Благодаря такому хитрому приему, режиссер позволяет дать себе волю и добавить к фильму музыкальные вставки. Так появляются пассажиры трамвая, поющие песню Игги Попа «The Passenger» или незнакомая дама, чей рассказ переходит в композицию «Perfect day» Лу Рида.
В фильме «Лето» вообще невероятно много отсылок к музыке, которую слушали Майк Науменко и Виктор Цой. Это дает понимание того, что их формировало, чем они жили и к чему стремились. Но при этом совершенно не стоит ждать от ленты рассказа о том, как Цой стал великим музыкантом. Серебренников лишь показывает зрителю 19-летнего Виктора, которому нравится играть свою музыку, а людям вокруг него — слушать эти песни.
«Лето» — это современный рассказ о молодости поколения, жившего в 80-е. Это очень остроумный взгляд на эпоху, когда музыканты разрушали все запреты. Это лента, которая не отпускает даже во время титров, в которых играет «Кино».
Когда фильм в Каннах увидели иностранные критики, многие из них сетовали на «нераскрытый сюжет», вероятно, ожидая увидеть эпизоды с пиком карьеры Виктора Цоя. Но обращать внимание стоило на совсем другое. Пожалуй, лентой по-настоящему могут насладиться те, кто прошел через советский быт или слышал о нем от родителей. К счастью, у нас даже самые обычные моменты фильма вызывают интерес и улыбку. Взять хотя бы распевание песен в коммуналке или устройство в музыкальный клуб, который создали «чтобы показать, что рок-музыка — это не кабак какой-то и не подворотня».
Чем закончилась история жизни Виктора Цоя, все хорошо знают. «Лето» же напоминает нам о его юности, увековеченной в музыке. И это прекрасно.
Читайте также: 5 лучших документальных фильмов о музыкантах