В конце апреля евреи всего мира завершили празднование главного праздника еврейского народа — Песаха, или праздника мацы. В эти дни евреи едят исключительно опресноки, и вспоминают события 3301 летней давности — об исходе из египетского рабства. К сожалению, окончание праздника было омрачнено трагедиями в Москве, где был совершен поджег одной из крупнейших иешив России, и Сан Диего, где на шабат было совершено нападение на синагогу Хабад. Редакция Realista выражает свои соболезнования пострадавшим и их семьям.
Героем нашего интервью стал главный раввин Киева и Украины и члена исполнительного комитета Всемирного еврейского конгресса Яков дов Блайх, с которым поговорили о том, что такое успех в еврейском понимании, каков глубинный смысл праздника Песах, и какие задачи сегодня стоят перед еврейской общиной. Наше интервью проходило накануне 2 мая — Йом, а Шоа, Дня памяти жертв Катастрофы. В общении с раввином Яковом дов Блайхом мы затронули тему памятования 1,5 млн евреев, погибших в Украине во время Второй Мировой Войны.
В начале 1990-х он стал одним из первых раввинов, которые приехали в независимую Украину развивать еврейскую жизнь. Уроженец Бруклина, прибыл в Киев накануне развала Союза вместе с супругой Баши Вигдер. Его усилиями здесь восстанавливалось еврейское образование, создавались общественные организации, оказывалась помощь еврейским семьям — как тем, кто хотел уехать в США или Израиль, так и тем, кто хотел вести еврейский образ жизни в Украине. Так как в начале 1990-х страна жила в условиях полного дефицита, то служение Якова дов Блайха включало как представление интересов украинского еврейства на высшем внутреннем и внешнем политическом уровне, до практических вопросов жизни общин — например, при его участии была открыта первая еврейская школа Украины, а сами общины обеспечивались кошерным питанием.
Сегодня Яков дов Блайх, кроме обязанностей духовного лидера и главного раввина, ведет работу на нескольких высокопоставленных должностях. Он — член исполнительного комитета Всемирного еврейского конгресса, являясь одним из представителей Украины в этой влиятельной организации. Он является президентом Объединения еврейских религиозных организаций Украины и членом Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. Также, он входит в Наблюдательный совет Мемориального центра Холокоста Бабий Яр, вместе с крупнейшими бизнесменам Михаилом Фридманом, Германом Ханом, Виктором Пинчуком, Павлом Фуксом, легендарным общественным деятелем Натаном Щаранским, певцом Святославом Вакарчуком, сенатором Джо Либберманом, вице-канцлером Германии Йошка Фишером, генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой, бывшим президентом Польши Александром Квасневским, спортсменом Владимиром Кличко.
Также, Яков дов Блайх — глава большой семьи и отец восьмерых детей. Кроме того, он выпускник Гарвардского университета по специальности управление неприбыльными организациями.
— На прошлой неделе еврейский народ закончил празднование Песаха. Какие главные наставления Вы можете сказать нашим читателям в связи с этим святым праздником?
— Праздник Песах отмечает события, произошедшие 3301 год тому — выход евреев из рабства. Изначально — из египетского, но этот выход повторяется постоянно на протяжении всей истории. И если мы празднуем этот праздник сегодня, значит, у нас есть силы, чтобы выйти из всех ограничений, которые существуют вокруг, и которые не дают нам продвигаться туда, куда мы стремимся — к Богу.
— Следуя идеям, воспетым в еврейской традиции —
Но что такое свобода в еврейском понимании?
— Еврейское понимание «свободы» очень интересное. Оно отличается от того, как понимают и воспринимают свободу сегодня по всему миру. Мы всегда должны помнить, что для еврейского народа свобода никогда не была целью, но только средством. Потому что просто свобода ничего не дает.
Мы знаем, что когда народ освобождается от рабства или другой формы порабощения и получает свободу, то первым результатом становится хаос. Меняются власти, возникают вопросы, а куда и для чего это всё происходит. У евреев же праздник свободы, Песах, отмечается через торжественное застолье, которое называется Седер. Седер — это порядок. Он показывает, что мы получаем свободу только для того, чтобы создать порядок. Безотлагательно. Нельзя делать большое расстояние между освобождением — и созданием порядка.
Во время Седера мы выпиваем 4 бокала вина, каждый из которых соответствует разным словам Бога. «Я Вас вывел из Египта, я Вас вывел из-под их преследования и спасал Вас от рабства, я Вас освободил, я Вас взял». Каждый бокал соответствует одному из этих действий Всевышнего. И есть закон, что между третьим и четвертым бокалом не можем быть никаких перерывов. После 3 бокала нужно прочитать молитву и сразу выпить 4 бокал. Потому что именно от 3 бокала, который символизирует момент освобождения, люди могут теряться, и порой забывают, для чего нужна свобода. 4 бокал — это цель. То, что Бог взял евреев себе как народ. Цель — это создавать общество, жить по законам Божьим. Не просто выйти из ограничения, но создавать порядок, который определяет то, как мы и наши потомки будут жить.
— Во время Песаха состоялся второй тур выборов президента, на которых победил Владимир Зеленский. Что Вы пожелаете новому президенту Украины Владимиру Зеленскому?
— Мудрости. Ему нужно очень много помощи от Всевышнего. Для человеческого ума и человеческой силы очень тяжело править страной в нынешнее непростое время. Хотя я очень хочу похвалить Петра Порошенко за ту работу, которую он сделал по восстановлению страны в такой сложный и невозможный период, когда страна была за гранью. Национальный банк был в плачевном состоянии, в казначействе уже не было денег, экономики не было, армии не было. Порошенко смог это всё восстановить. У него была неплохая команда, которая многое восстановила. И хотя экономическая ситуация может быть лучше, я думаю что за эти 5 лет Порошенко очень многое сделал.
В чем-то Зеленскому будет проще, так как он идёт за Порошенко, который многое сделал. С другой стороны, ему будет очень сложно. Ожидания от Владимира Зеленского очень высокие и невероятные, чтобы он мог удовлетворить всех. Ему придется очень много работать и получать хорошие советы от профессионалов.
Все говорят, что он не опытный. Но это может быть как недостатком, так и большим преимуществом. Я надеюсь, что Бог даст ему силы и ум вести страну по пути развития.
— Многие еврейские ребята воюют на стороне Украины. С чем связана эта поддержка?
— Многие люди на Западе считают события на Востоке Украины войной Востока против Запада и войной против Демократии. Многие видят в этом войну атеизма и Русского мира против развития и Западного мира, который дает людям возможность реализовать свои мечты. Это причина, почему многие на Западе, в том числе евреи, поддерживают Украину.
— На Песах в Москве сгорела крупная иешива — еврейский университет — Торат Хаим. Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.
— Есть миф, что в России нет антисемитизма. Это не правда. Антисемитизм есть и в России, и в США, и во Франции. Это, увы, правда жизни.
Поджог ешивы в России означает, что есть человек среди 150 миллионов россиян, который точно антисемит и который смог поджечь ешиву. Но это ничего не говорит о стране.
Осуждать страну мы можем по реакции на антисемитизм. И мне кажется, что там очень серьезно работает следствие, чтобы найти виновного. Он совершил огромное преступление потому что поставил под угрозу жизни многих людей.
«В Украине на первом месте было восстановление еврейского образа жизни»
— До Второй Мировой Войны около 30% населения украинских городов были евреями. Целые кварталы в городах построены еврейскими бизнесменами, в архивах хранится множество исторических ценностей — свитки Торы, ханнукии, меноры, и другие драгоценности, место которых в синагогах и еврейских домах. Насколько еврейская община довольна возвратом еврейских ценностей — синагог, свитков Торы, ханнукий и других предметов, которые были украдены советской властью? Что можно улучшить в этом вопросе?
— Все эти святыни принадлежат пока что государству. Этот вопрос должен быть решен на уровне законодательства. Проблема в том, что возвращают далеко не все. Вернули несколько синагог. Поэтому, проблема комплексана, и нужно законодательное решение.
Но вопрос не в еврейской конфессии. Из-за отсутствия единства в Православии на Украине, тяжело принимать такие законы по реституции исторических ценностей. Много имущества принадлежало православным. И закон о возврате если будет принят, коснется сразу всех конфессий.
— Вы входите в набсовет BYHMC — Мемориального центра Холокоста Бабий Яр. Почему Вы решили поддерживать этот проект? Пожалуйста, расскажите о его важности для Украины и мира?
— Вопрос был бы, если бы я вдруг не поддерживал BYHMC. Бабий Яр — это место, где уничтожали еврейскую общину города Киева. Необходимо помнить об этом, почитать память погибших, и для этого создать пространство, где нужно сохранять и учить, как рассказывать об этой страшной истории будущим поколениям. Увы — по разным причинам до сих пор нет правильного и достойного места на Украине, где можно было бы это делать. И сейчас впервые за много лет разговоров об этом появились реальные люди, с деньгами, которые готовы сделать, могут сделать, и сделают. Их нужно поддержать, потому что они делают огромные вклад в развитие ервейской жизни на Украине, в память погибших в страшной войне и в развитие культуры и истории Украины.
История Украины не была достаточно развита, и до сих пор её не развивают и не пишут в достаточной мере. Многие вещи субъективны. Но в Украине можно сделать современный музей мирового уровня, и так это и будет.
— У Вас есть объяснение, почему до сих пор в Киеве нет мемориала Бабьему Яру как Полин в Варшаве или Еврейский музей в Берлине, или Музей Шабрика Оскара Шиндлера в Кракове, или музей в квартале Йозефов в Праге, и так далее, деньги на которые собирали еврейские общины этих городов по всему миру. В Москве есть еврейский музей и центр толерантности. А в Украине, где до Второй Мировой Войны проживали 1,5 млн евреев, проект был начат только в 2016 году?
— Нельзя сравнивать. Полин — это не музей Холокоста, но музей еврейской жизни в Польше. У меня также есть такой проект, который я хочу реализовать — музей еврейском жизни на Украине. С Божьей помощью мы его построим.
Польша — это независимая страна, которая существует очень много лет. Украина — это новая страна, очень молодая. Не было даже инфраструктуры ни страны, ни еврейской жизни. И поэтому нас нельзя сравнивать с другими странами.
Тут все развивается и складывается хорошо.
Более сложный вопрос в том, что в Польше намного меньше евреев, чем в Украине, и всё равно они построили музеи и в Варшаве, и в Кракове, и в Гданське. Но свои идеи музеев они вынашивали с начала 1990-х. Мы же в начале 1990-х строили еврейские школы, синагоги, возрождали еврейскую жизнь. И с этой стороны нельзя сравнивать небольшую еврейскую общину Польши — и Украину, с десятками раввинов, десятками общин, и бурной еврейской жизнью. Может быть, поэтому там в первую очередь важным был музей, и у нас на первом месте было восстановление еврейского уклада жизни для тысяч еврейских семей.
— Что должно быть представлено в Мемориальном центре Холокоста Бабий Яр?
— Прежде всего, объективная история еврейства и той трагедии, которая произошла в Киеве и в Украине во время Второй Мировой Войны. Эти вопросы до конца не раскрыты, не изучены, и не известны большинству людей. Например, по всей Украине есть тысячи заброшенных еврейских кладбищ и мест расстрелов евреев, о которых сегодня знают только в узких кругах историков и еврейских общин. Но сто лет тому это были районы и поселки в которых проживало суммарно около 2 млн евреев. Памятование об этих местах, и о людях, которые в них жили, и том, как они погибли — это тоже одна из задач Мемориального центра Холокоста Бабий Яр.
«В начале 1990-х самым сложным была перезагрузка самоидентификации евреев»
— Вы приехали в Украину из США в начале 1990-х, чтобы развивать еврейскую жизнь. Что вдохновляло Вас на этом пути?
— В США нас учили, что СССР — это «империя зла», и что тут все очень плохо и тяжело. Нам было очень любопытно познакомиться с тем, что находится за «железным занавесом».
Я приезжал сюда как турист несколько раз до развала СССР, чтобы увидеть, как выглядит жизнь здесь. И я увидел огромные возможности для всего, что касается еврейской общины здесь. Так как люди тут были оторваны от всего еврейского, и их нужно было научить и приблизить к еврейству. Также, мной двигало любопытство, когда в 1990 году я приехал сюда с женой и ребенком.
— Вы чувствовали, что рискуете, приезжая в СССР из США?
— Нет. Уже было время гласности и перестройки. Самое плохое, что могло произойти — это если бы нас выгнали из СССР и отправили бы обратно в США. Но тут не было страшно, не было преступности. В целом, в Украине нас приняли очень позитивно.
— Что было самым сложным в возрождении еврейской жизни в Украине?
— Перезагрузка самоидентификации евреев, чтобы они увидели в еврействе позитив. Они выросли в СССР, где им задолбали голову ложью о том, что быть евреем — это недостаток. При коммунистах еврейство было ограничением на продвижение в жизни. Еврейство не сулило ни успеха, ни богатства. Не так, как сегодня, когда многие хотят быть евреями.
— Какие основные задачи стоят перед еврейскими общинами современной Украины?
— Развитие инфраструктуры самой еврейской жизни. Чтобы в украинских городах работали еврейские школы, чтобы у людей всегда был доступ к кошерным продуктам.
— Что такое успех в жизни в понимании еврейской традиции?
— Приблизиться к Богу.