Еврейская Украина: родина нобелевских лауреатов, ХАБАДа и Израиля
История

Еврейская Украина: родина нобелевских лауреатов, ХАБАДа и Израиля

19 сентября 2017 | 19:00

В конце сентября наступает 5778 год по еврейскому календарю. В эти дни, которые на иврите именуются Рош, а Шана — «голова года», в Украину приезжают несколько десятков тысяч хасидов. Они едут в город Умань, на могилу святого раввина Нахмана. Это — одно из самых популярных мест паломничества для иудеев всего мира. Кроме Умани, на территории Украины таких духовных центров, которые почитаются евреями как святыни, насчитываются десятки, а Одесса, Харьков, Львов, Бердичев, Киев и другие города являются родиной для миллионов еврейских семей, выезжавших еще из царской России, убегая от погромов в разные уголки планеты. Большинство из тех, кто не выехал — около 1,5 млн человек из 2 млн еврейского населения Украины - по данным переписи конца 1930-х, погибли во время Холокоста.

Почти каждый крупный украинский город является сосредоточием истории для украинского и мирового еврейства. Так, во Львове до Второй мировой войны действовало около 100 синагог, и почти все они были разрушены в XX веке. Днипро по справедливости считается одной из мировых столиц религиозного движения ХАБАД. Главным раввином этого города с 1907-го по 1939 год был Леви-Ицхак Шнеерсон, отец седьмого Любавичского Ребе — человека, которого последователи признают мессией. Отец и сын сделали бесконечно много для еврейского народа и выходцев с территорий бывшего СССР, поддерживая их еврейскую самоидентификацию и сохраняя еврейские традиции. В Киеве, который упоминается в еврейских источниках — документах Каирской генизы, еще в X веке, до войны, более четверти населения, или свыше 200 тыс. человек, были евреями. Из Чернобыля вышла знаменитая Чернобыльская хасидская династия Тверских цадиков.

В Украине есть и центры прогрессивного иудаизма, например, Тернополь. «Вызовы эпохи Просвещения, поднятые Французской революцией на новый уровень, нашли свое отражение в еврейских общинах. Появление реформистского Иудаизма привело к созданию и реформистских общин в Украине, среди которых были общины во Львове, Тернополе и Одессе», — говорит Александр Духовный, главный раввин Украины и Киева общин прогрессивного иудаизма.

Александр Духовный

Высокая концентрация еврейской истории связана, в том числе, с чертой оседлости — землями, выделенными Российской империей специально под проживание евреев. После второго раздела Польши значительные ее территории вместе с территориями Литвы отошли России. На этих землях проживало несколько миллионов евреев, и для решения появившегося вопроса российские власти поступили радикально: ограничили места проживания районами части современной Украины и Беларуси. За пределами этой границы большинству евреев, за исключением выкрестов, купцов высших гильдий и т. д., проживать запрещалось. На этих же территориях, начиная с 1740 года, появляется хасидизм — абсолютной новый этап в развитии иудейской философии и традиции, основанный на чувственном, эмоциональном постижении Всевышнего и мудрости Торы. Хасидские учителя, которых также называют цадиками — праведниками на иврите, известны во всем мире как великие мистики, чудотворцы и лидеры еврейского народа.

Леонид Утёсов

Одесса

Одесса — город величайших людей мира искусства и культуры, вышедших из еврейских семей. Это земля Леонида Утесова, Исаака Бабеля. Одесса — это и музыкант Давид Ойстрах, и пианист Эмиль Гилельс, и композитор Оскар Фельцман, и Модест Табачников, и израильский ивритский поэт Хаим-Нахман Бялик. В Одессе жил писатель Менделе Мойхер-Сфорим, «дедушка еврейской литературы», как его называл Шолом-Алейхем, подписывая свои письма к нему «ваш внук».

Вся современная сионистская история Израиля связана с Одессой. «То, что в Израиле — улица, для Одессы — мемориальные доски и наши сограждане. Весь современный Израиль так или иначе связан с Одессой. В Сионистский комитет, который осуществлял заселение Израиля, входили одесситы», — говорит пресс-секретарь Еврейской общины Одессы Берл Капулкин. Например, с Одессой были связаны основатель Тель-Авива и уроженец Бессарабии Меир Дизенгоф, и великий уроженец Одессы, основатель государства Израиль Зеэв Жаботинский.

Сионистский комитет назывался Одесский Палестинский комитет. На доме, где он располагался, сейчас висит табличка «Современный Израиль родился здесь».

Склеп Леви-Ицхака, Бердичевского ребе, на старом еврейском кладбище Бердичева

Бердичев

Сто лет тому Бердичев был одним из крупнейших еврейских центров в Европе, где проживали около 50 тыс. евреев. Считается, что около трети из них жили очень скромно, в основном, за счет милостыни. Город получил даже название «Волынский Иерусалим».

В Бердичеве жил один из величайших праведников и мистиков, рабби Леви-Ицхак, Бердичевский ребе. Вот лишь одна из историй, посвященных Леви-Ицхаку. Он говорил своим ученикам, что в Садоме и Гоморе были специальные стеклянные ящики, в которые богатые жители клали деньги для бедных жителей. Смысл этой стеклянной коробки была в том, чтобы богатые не смотрели в глаза бедным, когда подают милостыню.

На могилу Леви-Ицхака и старое еврейское кладбище приезжают евреи всего мира, прося о чуде.

Синагога Бааль-Шем-Това в Меджибоже

Меджибож

Бааль-Шем-Тов — это звание для равинов, каббалистов, которые обладали тайнами мироздания. В переводе с иврита оно означает «Хозяин Доброго Имени». В истории есть несколько иудейских мистиков, которых зовут Бааль-Шем-Тов, например, в Лондоне. Но самый известный и влиятельный из них — Бааль-Шем-Тов, сокращенно БЕШТ, который жил в местечке Меджибож Хмельницкой области. Он стал основателем всего хасидизма, привнеся в тогдашний иудаизм чувственную сторону постижения мира и Творца: через песни, танцы, радость простой человеческой жизни и искусство видеть волю Всевышнего и проявления Высших миров в ежедневной рутине.

Сегодня в Меджибоже сохранились старое еврейское кладбище с могилой БЕШТа и деревянная синагога раввина-чудотворца. В городе есть инфраструктура для паломников и путешественников — гостиницы, кошерные рестораны.

Шнеур Залман, Альтер Ребе

Гадяч

Маленький городок в центре Полтавской области, проехать к которому сложно в любое время года из-за практически отсутствия нормального дорожного покрытия, является одним из важнейших духовных центров для иудаизма. Так похоронен Шнеур Залман из Ляд, первый Любавичский ребе, основатель движения ХАБАД. Шнеур Залман жил во времена войн Наполеона, и был его противником. Альтер Ребе опасался, что евреи из-за Просвещения забудут свои традиции, что может стать фатальным и пагубным — такие моменты в истории всегда заканчивались плохо для иудеев.

Этот раввин и праведник бы сторонником хасидизма, и основал одно из самых сильных направлений в современном иудаизме. Например, дочь президента США Иванка Трамп, принявшая иудаизм, в день победы своего отца на выборах поехала молиться с благодарностью на могилу седьмого Любавичского Ребе, похороненного в Нью-Йорке.

ХАБАД сегодня присутствует практически во всех крупных городах мира, активно занимаясь благотворительностью и пропагандируя иудаизм среди евреев.

Могила первого раввина ХАБАДА расположена в живописном месте на берегу реки Псел. Рядом с ней построена огромная синагога — с гостиницей, кошерным рестораном, ритуальным бассейном миквой и другими удобствами, даже вертолетной площадкой.

Еврейское кладбище в Самборе

Самбор

Самбор расположен в центре Галичины, в часе езды как от Львова, так и от польского Перемышля. Это живописный городок на берегах Днестра, с более чем четырьмя веками еврейской истории. До Второй мировой войны в городе было несколько синагог и множество домов, принадлежавших евреям.

«Сегодня в Самборе сохранилось еврейское кладбище и синагога, которую в середине XVIII века Август III разрешил построить. Традиционно евреи жили в районе под названием Блих. Евреями в городе было построено более 140 домов и разные бизнесы, например, пивоварня. Также евреи построили в городе две больницы. При СССР в одной из больниц сделали детский интернат, а во второй — конфетную фабрику», — рассказывает главный архитектор города Самбор Игорь Гамар.

В 1922 году в Самборе было 190 еврейских бизнесов, в том числе предприятия по обработке древесины, кожи, текстильные, строительные фирмы и т. д. Согласно «Книге Самбора и Старого Самбора», еврейские торговцы создали свою кредитную ассоциацию — по сути, банк, в котором участвовали 310 предпринимателей. На 1939 год оборот этого банка составлял около миллиона злотых.

Сегодня многие исторические каменицы в Самборе — это дома, построенные состоятельными евреями.

Харьковская синагога

Харьков

Еврейский Харьков является одной из родин государства Израиль. Говорят, что Израиль родился в Харькове. По словам историка Шимона Бримана, в первый раз это было в 1882 году, когда группа студентов-евреев Харьковского университета создала первую в Российской империи организацию для возвращения в Землю Израиля и заселения ее. Эта группа называлась БИЛУ — по аббревиатуре строки на иврите из пророка Исайи: «Дом Яакова, встанем и пойдем!». Группа «билуйцев», одним из создателей которой был Израиль Белкинд, основала первое аграрное поселение на территории будущего государства Израиль.

Во второй раз Израиль «родился» в Харькове в ноябре 1903 года, когда при содействии харьковских врачей Якова Бернштейн-Когана и Евсея Браунштейна в городе состоялась чрезвычайная конференция сионистов Российской империи.

«Историками она будет названа как „Харьковская конференция“, которая категорически отвергла внезапное предложение мирового лидера сионистов Теодора Герцля о создании „очага еврейского народа“ в джунглях восточной Африки — Уганде. Собравшиеся в Харькове сионисты сказали решительное „нет!“ Африке и пригрозили оставить мировое сионистское движение без денежных вливаний. Они выдвинули ультиматум Герцлю: только историческая Земля Израиля на Ближнем Востоке является местом для создания будущего еврейского государства. В 1905 году идеи „Харьковской конференции“ вошли в программу Всемирной сионистской организации, результатом чего стало создание современного государства Израиль в 1948 году», — рассказывает Шимон Бриман.

Харьков дал миру трёх лауреатов Нобелевской премии, все они являются евреями - Илья Мечников, Лев Ландау и Саймон Кузнец.

Надгробие Рабби Нахмана в Умани

Умань

Умань является центром Брацлавских хасидов. Только в прошлом году сюда, на могилу праведника раввина Нахмана, приехали около 30 тыс. хасидов. Рабби Нахман был внуком Бааль-Шем-Това. Он решил жить в Умани, узнав об «уманской резне» — эта история так поразила праведника, что он остался на месте трагедии, чтобы молиться за души погибших и благополучие всего еврейского народа.

Хасиды приезжают в Умань именно на новолетие, Рош-а-Шана. Рабби Нахман пообещал, что каждый, кто приедет в Умань в эти дни и искренне раскается, получит прощение грехов. Последователи Брацлавского хасидизма постоянно приезжают на могилу к своему цадику, и на новолетие их собираются десятки тысяч.

В список лучших университетов мира вошли 11 вузов Украины
18 апреля 2024
10 лет на пути к ЕС: борьба с коррупцией и установление верховенства права
18 апреля 2024
Поляки возобновили блокировку КПП "Корчевая" и "Медика"
18 апреля 2024
В Харьковской области возвращаются к почасовым графикам отключений - Минэнерго
18 апреля 2024
Стало известно, когда Украина получит второй транш макрофина от ЕС
18 апреля 2024
россия уничтожила почти всю тепловую генерацию: детали от Зеленского
18 апреля 2024
В Минфине назвали сумму, привлеченную в бюджет в виде помощи от МВФ
18 апреля 2024
Поляки рассматривают возможность блокады еще одного КПП на границе с Украиной
18 апреля 2024