Кинопрокат

Бизнес или искусство: почему в Украине закрываются культовые кинотеатры?

10 октября 2018 | 10:40

В начале месяца в столице закрылись сразу два знаковых кинотеатра «Украина» и «Кинопанорама». Означает ли это кризис кинопроката в Украине, и стоит ли нам ожидать дальнейших закрытий кинотеатров, а также как это отразится на украинском кино, за последние годы встает на ноги, разбирался Realist.

Прощальный шоковый аншлаг

Сначала объявил о своей кончине кинотеатр «Украина», вслед за ним «Кинопанорама» — старейший экран Киева. Не только старейший, но и культовый. Тут ценили артхаус, но более всего — украинское кино. Все это внезапно закончилось. Причина банальна — не рентабельно.

«В условиях усиления конкуренции на рынке кинопроката, эксплуатация кинотеатра признана нецелесообразной. Группа ISTIL, которая в течение нескольких лет субсидировала кинопрокат в „Кинопанораме“, приняла решение о прекращении работы кинотеатра», — говорится в заявлении компании «Истил», которой и принадлежал кинотеатр.

Городские власти продали «Кинопанораму» еще в 2010 году. Здание купил бизнесмен пакистанского происхождения Моххамад Захур - занимается добычей угля, гостиничным бизнесом и ретейлом. Казалось бы, закрывает — имеет право. Но для киевлян такая новость шокировала. На прощальный показ пришли тысячи зрителей. Такого аншлага не ожидали и сами сотрудники кинотеатра. Ведь им не редко приходилось отменять сеансы по причине пустых залов. На этот раз пришло больше, чем мог вместить зал кинотеатра. Даже когда билеты в кассе закончились, люди не уходили. Было решено, пускать — всех.

«Очередь стояла от входа и до самой синагоги, и дальше. Так трогательно! Все места в зале заполнились очень быстро, а потом те, кому не хватило мест, все стали рассаживаться на полу», — опубликовала пост в Facebook Ирина Гринюк.

Прощание, вроде бы, состоялось, но социальные сети все еще обсуждают потерю киевлянами культового кинотеатра. «Мародеры с мешками денег, скупают культурные ценности страны. Они лишают нас, украинцев, идентичности. Той самой исторической памяти, которая нам так нравится в Старой Европе — Италии, Франции, Испании и т. д., и которой так не хватает нам», — отреагировал на новость Sergiy Klimov.

«Сколько киноплощадок в Украине? Критически мало. Если мы возрождаем кино, то зачем закрывать кинотеатры? Это же абсурд. Убивать Кинопанораму — преступление!» — пишет кинопродюссер Ирина Вратарева, учредитель Brama.film.

Второе дыхание

В стране существуют частные и коммунальные кинотеатры. Принято считать, что в зоне риска находятся последние. В столице все еще работают 13 коммунальных кинотеатров, среди них такие знаменитые как «Жовтень» и «Киев». До последнего времени им действительно приходилось тяжело: прокатчики не давали «первый экран», от чего зависят кассовые сборы от проката картины.

«Есть такое понятие как премьерный показ, когда фильм „заходит“ в Украину. Это и есть „первый экран“. Интерес к фильму длиться в среднем две недели, за это время и собирается „основная касса“. То есть те, у кого „первый экран“ находится в выигрышном положении, — объясняет ситуацию Realist'у исполнительный директор Союза кинотеатров Украины Виктория Зюнкина. - В то же время надо понимать, что „первый экран“ дают только серьезным площадкам с современной техникой».

Долгое время прокатчики не воспринимали коммунальные кинотеатры всерьез. Ситуацию удалось переломить два года назад, когда «Жовтень» после реконструкции получил современное оборудование. Старались не отставать и другие кинотеатры.

«За последние два года нам закупили лазерный проектор, утеплили залы. Мы обновили кресла. Это - фантастика, честно говоря, тем более, что деньги выделяет город. Обновляются и другие кинотеатры. Сейчас у нас нет проблем с «первым экраном». В «Киевской Руси» - тоже коммунальный кинотеатр — идут даже не премьерные, а допремьерные показы. «Бывает, конечно, что в зал приходит 2−3 человека, но в целом мы рентабельны», — заявила Realist'y директор кинотеатра «Лейпциг» Елена Алексанова.

Неравномерное развитие

В то же время, по мнению директора кинотеатра «Жовтень» Людмилы Горделадзе, кинотеатры для развития нуждаются в более значительнойподдержке — она могла бы быть не обязательно городских властей. «Существуют фонды ЕС, которые поддерживают „старые кинотеатры“. Например Eurimage (European Cinema Support Fund) предоставляет финансирование в рамках проекта от 7 до 700 тысяч евро. И речь не только о кинотеатрах, это может быть запуск нового фильма. Украина собирается вступить в Eurimage еще сначала 2000-х. Раньше у чиновников была отговорка: „нет денег“ для уплаты членских взносов (это — порядка 300 тыс. евро). Но сейчас на питчигах выделяются гораздо суммы больше, то есть это весьма сомнительный аргумент», — говорит Горделадзе.

Причина промедления, по ее мнению, — непрозрачность украинского кинобизнесса. Европейцы весьма дотошны: они требуют сметы. Только далеко не все украинские проекты готовы их предоставить. Им проще не вступать, чтобы не было лишних контролеров.

«В целом ситуация с прокатом в Украине критическая. На такую большую страну всего 400 залов. Следовательно, и пространства для украинского кино тоже мало. Для сравнения в Германии, Франции до 5 тысяч залов.

Не смотря на печальную статистику, представители частных кинотеатров оптимистично смотрят на перспективы своего бизнеса: им удалось отстоять свои интересы.

«Нам удалось убедить чиновников в том, что кинотеатры нуждаются в поддержке. С 2018 по 2023 год мы освобождены от уплаты НДС с продажи билетов. Это — серьезная поддержка. За время, пока будут действовать льготы, мы ожидаем появления 50 новых кинотеатров. «Так что, не смотря на закрытие отдельных залов, наш бизнес развивается», — говорит Зюнкина.

Если в крупных городах количество кинотеатров увеличивается, то в глубинке ситуация критическая. Большинство советских залов стоят заброшенные. В лучшем случае, в городках работают так называемые «Кинобары» — относительно небольшой проектор с залом на 10−15 человек.

Кинопрокат — очень затратный бизнес. Строительство одного зала обходится в 400 тыс. долл. Но строить один зал не рентабельно — необходимо хотя бы 3−4, на что требуются сразу огромные вложения. Окупается кинотеатр в течении 7−8 лет. И только он окупился, уже необходимо менять оборудование, потому что произошла очередная техническая революция. То есть вкладывать — и вкладывать.

«В населенных пунктах до 200 тысяч человек заниматься этим просто нерентабельно. Для того чтобы сеть кинотеатров росла, необходима поддержка государства, в частности, льготное кредитования. При нашем участии былиразработаны соответствующие законопроекты, но пока они — в «подвешенном состоянии», — говорит Зюнкина.

Время кино

По словам кинопрокатчиков, если государство будет медлить и дальше, то стоит ожидать возрождения советской традиции «передвижных кинотеатров» для демонстрации нового украинского кино. Впрочем, некоторый запас времени у государства еще есть. В нашей стране кинопрокат как индустрия пока лишь зарождается. Отечественных киноновинок не хватает и для стационарных кинотеатров. «Существует квота в 15% экранного времени на украинские фильмы, но ее трудно выполнить, потому что не выпускается достаточного количества фильмов», — комментирует Realist'y директор столичного кинотеатра «Синема — Сити» Тина Еременко.

В среднем в год выходит до 30 киноновинок. Этого недостаточно для украинского ранка. Впрочем даже при титанических усилиях и денежных вливаниях Минкульта, Украине, по мнению экспертов, вряд ли удаться выйти на европейский уровень проката. Все дело в «среднем чеке» и в целом «активности рынка».

По данным дистрибьютерской компании Warner Bros, в среднем в Украине на одного человека приходится 0,6 походов в кинотеатр в год. В Европе — 3−5 походов.

«Европейцам не нужно выбирать, на что потратить деньги. И первое, что нужно для развития кинопроката в Украине, поднять экономику в целом, чтобы у людей увеличился доход. Второе, необходимо вкладывать не только в создание фильмов, но и в развитие украинского кино как бренда. Тогда люди начнут сначала интересоваться мейнстримом, новинками. А потом придет интерес и к авторским фильмам», — заявил в разговоре с Realist'oм директор компании «Киномания» Робин Грбич.

И лишь тогда, считают эксперт, и придет время таких залов как столичная «Кинопонорама». Сейчас этот кинотеатр, хотя и безнадёжно устарел в техническом плане, но по части афиши опередил свое время, сделав ставку на авторское украинское кино.