Не так давно, на неделе дизайна Paris Design Week 2017, несколько работ украинских дизайнеров попали в обзоры самых авторитетных европейских СМИ. CNN назвали стул от дизайн-бюро Svoya studio одним из 10 самых интересных объектов выставки. Le Figaro отметили настенную плитку от Sergey Makhno Architects, а диван от Pavel Vetrov для MoDi попал в подборку «6 лучших предметов выставки» этого влиятельного издания. И это при том, что на выставке демонстрировались без преувеличения тысячи объектов.
«Это свидетельствует лишь об одном: украинский предметный дизайн сверхвысокими темпами проходит эволюцию и уже начинает догонять европейских коллег. Нам удается изобретать новое в той сфере, где, казалось бы, уже изобретено все. Поверьте, очень непросто удивить французов, которые уже столетия остаются законодателями моды», — рассказывает Оксана Шевченко, соорганизатор проекта.
Realist решил понять, что помогло нашим дизайнерам покорить Париж, и почему их работы важны для нашей страны.
КОМАНДНАЯ ИГРА
«Я считают, что одна из причин такого успеха — правильное продвижение, позиционирование проекта. Наши дизайнеры заявили о себе как команда. У нас был общий стенд, у нас был бренд „украинский дизайн“. И нам играл на руку интерес к нашей стране, к тому что в ней происходит, — рассказывает Анастасия Белецкая, куратор проекта. — Но никакая стратегия не помогла бы, если бы у нас не было таких талантливых авторов. Мне тяжело сказать почему, но украинцы мыслят чуть-чуть по-другому. Наши работы выделялись в Париже».
Украинские участники Paris Design Week 2017 рассказывают, что такое направление, как промышленный дизайн, начало активно развиваться в нашей стране всего несколько лет назад — еще недавно лишь единицы занимались им на действительно профессиональном уровне. И «новички» с азартом доказывают Европе, что они не хуже, а то и лучше признанных европейских коллег.
«Конечно, есть желание победить. И есть желание, чтобы на нашем рынке были не только ворованные, но и свои идеи, — рассказывает дизайнер Павел Ветров. — Наши богачи любят заказывать итальянскую мебель. Считается, что там лучше и дизайн, и качество. Но скоро и наша может быть не хуже».
По словам отечественных спикеров, в Украине достаточно светлых голов, но многое портят корявые руки производителей. Прорыв на уровне идей может привести и к росту качества.
«Появление у нас новых имен, их успех приведут и к тому, что в мебельных салонах будет не только постсоветская мебель, и производить мы будем не только спальни типа „Анжелика“. А качественные дизайнерские вещи украинского происхождения могут стать предметом экспорта. Если это и дальше будет развиваться, то мы станем экспортировать дизайн, как сейчас экспортируем зерно и подсолнечное масло. Наша фабрика идей станет фабрикой красивых предметов», — резюмирует Оксана Шевченко.
ТОП-5 Лучших украинских объектов на Paris Design Week 2017
Настенные плитки Сергея Махно, отмеченные в Париже, также стали победителями престижной мировой премии в области дизайна — Red Dot Design Award 2017. К идее Tetrapod подтолкнули железобетонные блоки, которые защищают побережье от волн. Многофункциональная Flapjack была создана, чтобы разрушить стереотипы о том, что плитка — это обязательно плоский квадрат, элемент декора и место ей в лишь в ванной комнате.
Стул Buffalo сделан из дерева, металлических элементов и натянутой кожи. Создатели предмета считают, что он оставляет поле для творчества, но при этом отображает индивидуальность хозяина.
Диван Tao — разработка украинского дизайнера Павла Ветрова. Секрет успеха состоит в умелом сочетании классических элементов и дизайна нового времени.
Вот что рассказывает о кресле The Planet от MZPA Ирэна Карпа, писатель, первый секретарь по культуре Посольства Украины во Франции: «Мой ребенок закатил истерику, требуя, чтобы я купила домой это удивительное сферическое кресло (которое заняло бы полгостиной)». Создатели говорят, что их кресло может стать пространством-островом в офисе или коворкинге, оно наделен всем необходимым для работы функционалом, но в то же время отделяет ваше личное пространство.
Работа Hilka демонстрирует, что при наличии таланта в ХХІ веке можно изобрести даже вешалку. Утонченную и функциональную.