Флорентийские химики создали гидрогель на основе поливинилового спирта разных молекулярных масс и очистили с его помощью поверхность картин американского художника-экспрессиониста Джексона Поллока «Горящие глаза» и «Двое».
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Новый способ очистки гораздо безопаснее по сравнению с традиционными методами как для реставраторов, так и для сохранности картин.
Одна из проблем при реставрации именно современных картин — удаление налета грязи с их поверхности.
Многие краски содержат чувствительные к растворителям и чистящим средствам добавки. Так как многие современные картины не лакированы, грязь накапливается прямо на слоях краски, и использование очищающих средств может привести к разрушению пигментов, красителей, связующих веществ и добавок.
Более того, современные растворители, используемые реставраторами, опасны для здоровья, а загустители часто остаются на полотнах.
Грязь на полотнах хорошо смывается водой, однако, лишняя влага может навредить сохранности картины.
Аналогично свободной воде ведут себя гидрогели из поливинилового спирта, которые содержат в себе влаги более 90%. Однако они выделяют не так много растворителя, чтобы испортить произведение искусства, а также легко адаптируются к шершавости поверхности, что делает их привлекательным материалом для использования в реставрации.
Розангела Мастранджело с коллегами из Флорентийского университета разработала полимерный гидрогель из поливиниловых спиртов, по структуре напоминающий губку, проверила его чистящие свойства на тестовых образцах и очистила картины Джексона Поллока из коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции.
Авторы смешали два типа поливинилового спирта: с более высокой молекулярной массой и более низкой.
Предполагалось, что молекулярные цепи более легкого полимера хотя бы частично переплетутся с молекулами более тяжелого спирта, изменяя образование стенок и пор, которые влияют на реологические свойства материала.
Контроль распределения размеров пор и реологического поведения гелей позволяет оптимизировать адгезивные свойства геля к поверхности (липкость) или захват и перенос вещества в матрицу геля.
Добавление поливинилового спирта с низкой молекулярной массой и правда поменяло структуру геля: на снимках конфокальной микроскопии авторы увидели, что упакованные протяженные наноразмерные каналы геля превратились в переплетенные связанные короткие, более широкие каналы (от трех до 30 микрон), формирующие губчатую структуру.
Авторы предположили, что связанная структура каналов позволит грязи с поверхности мигрировать в объем геля, а испарение воды с противоположной поверхности гелевого слоя поспособствует «втягиванию» грязи.
На основании данных ИК-спектроскопии авторы заключили, что гели позволили аккуратно удалить грязь с тестовых холстов с краской, не оставив излишков воды или вещества геля на их поверхности.
С помощью полученных материалов исследователям удалось очистить грязь, копившуюся в течение нескольких десятилетий на неровных поверхностях картин Джексона Поллока «Горящие глаза» (1946-1947 годы) и «Двое» (1943-1945 годы): картин с объемной текстурой поверхностью и написанных с использованием чувствительных к стандартным растворителям масляных и алкидных красок.
По словам авторов, новый метод значительно улучшит эффективность работы реставраторов по сравнению с традиционными методами очистки подобных поверхностей, применение которых может требовать долгих часов работы профессионалов за микроскопом.
Два года назад ученые сообщили о том, что гидрогель с микроэмульсией способен удалить клейкие защитные ленты с рисунков на бумаге таких мастеров как Микеланджело и Лучо Фонтана.
Помимо процессов реставрации, в искусстве у химиков есть и другие задачи - аналитические. Прошлым летом, например, европейские ученые разработали метод для определения подделок картин с помощью радиоуглеродного анализа и даже успешно опробовали его на полотне фальсификатора Роберта Троттера.
Читайте также: Реставраторы впервые начали восстанавливать саркофаг фараона Тутанхамона.