История шахмат — это история метафор и моральных уроков, пишет британский журнал The Economist 1843.
Шахматы появились в Индии в V веке, и с тех пор были зеркальным отражением окружающего мира. До XIX века, когда набор шахмат был стандартизован, они показывали необычайную способность шахматистов адаптироваться к новым местам и людям.
В Древней Индии не было ни епископов, ни замков, ни королев, но были слоны, колесницы и служители войны. В мире раннего ислама не могло быть никаких изображений зверей или людей, поэтому игра велась с элегантными цилиндрами и конусами из слоновой кости или камня, а пешки выстраивались в линию как батальон солонцов.
В Норвегии XII века короли были бородатыми, с блестящими волосами, окруженные сумасшедшими щитоносными берсерками — миром шахматного набора Льюиса, который теперь находится в Британском музее.
Адаптируемость была условием долгой жизни шахмат и иногда влияла на устройство игры в более глубоком смысле. Королева в наборе Льюиса опустилась на свой трон. Когда этот набор сделали, королева была относительным новичком на доске, заменив министра в Х веке: момент, когда шахматы впервые встретились с европейскими королевскими судами. Она напоминала кроткое домашнее животное с диапазоном одного диагонального квадрата. Как выразился средневековый шахматный трактат, «женщины так жадны, что ничего не возьмут, кроме как при совершении преступления и несправедливости».
Только в XV веке, когда настало время могущественных женщин, таких как испанская королева Изабелла, фигуре королевы была дана свобода передвижения. Внезапно у шахмат стало больше скорости, динамизма, линий атаки и углов защиты.
Чтобы следить за профессиональной игрой, нужно заблудиться в болоте алгебраической нотации. Когда 13-летний Бобби Фишер пожертвовал своей королевой против Дональда Бирна в так называемой игре века (1956 год), это считалось одним из лучших ходов в истории шахмат.
Игре уже тысяча лет и она никогда не оглядывается назад. В основе всех этих изменений фигуры лежат сущность, абстрактная структура правил и относительных сил. Помимо декоративной красоты, они либо заставляют вас остановиться, либо заставляют чувствовать.