В 1960-х годах художники сделали Сеул удивительным очагом авангарда, пишет британский журнал The Economist.
Молодой художник, начинавший в нынешней Северной Корее, Сонг-Тайк Ли вспоминает, как партийный чиновник спросил его, сможет ли он сделать статую Ким Ир Сена. Это был болезненный бизнес, и его первые несколько усилий рухнули. Но фигура, которую он в конце концов изваял, так впечатлила чиновников, что он был освобожден от военной службы. Последовала статуя Сталина. Затем в 1950 году он бежал на Юг.
Концептуальному художнику-новатору Ли теперь 85 лет. Он является одной из звезд шоу в Корейском культурном центре Лондона, в котором освещается рождение авангардной выставки-инсталляции о Южной Корее конца 1960-х. Его тонкое белое «Бумажное дерево» улавливает свет из окна, в то время как серия цветных отпечатков просто завораживают.
На выставке представлены и более молодые художники, наиболее известными из которых является Ли Бюль, чье интенсивное видео «Аборт», по-видимому, преследует «дискуссию» о контроле женщин над их телами. Но, в действительности, шоу принадлежит старым художникам.
К 1967 году Южная Корея едва оправилась от войны, которая отбросила полуостров на десятилетия назад. Управляемая Пак Чон Хи, захватившим власть в результате государственного переворота, страна была отчаянно бедной. ВВП на душу населения составлял менее $ 200 (что эквивалентно примерно $ 1500 на сегодня).
Вряд ли идеальные условия, как можно подумать, для авангардного искусства. Но вдруг группа молодых художников … начала постановку «событий» с музыкой Джона Кейджа.
Интригующе, что присутствие американской армии позволило этим радикальным художественным идеям распространиться. Из Нью-Йорка, столицы передового искусства, южнокорейские художники могли получить черные рыночные копии журналов, таких как «Искусство в Америке».
Они сформировали группы для обсуждения идей. Креатив для вдохновения также просачивался через Японию, колониальную державу с 1910-го по 1945 год, которая на протяжении десятилетий служила воротами для западной культуры в Корею.
Во многом благодаря усилиям Ми-Кинга Кима, историка искусства, который умер в прошлом году, и недавно созданного Центра культуры Азии в Кванджу, теперь истории художников-пионеров авангарда доступны молодому поколению. «В том, что мы знаем, так много пробелов, — говорит куратор в Центре. — Я обнаружил, что исполнители искусства в Корее сегодня не знают о людях 1960-х годов, и это стало мотивом для шоу».