Realist поговорил с тремя комиками и выяснил, есть ли запретные темы для шуток, можно ли в Украине заработать на смехе, и почему стендап — самый честный жанр
Сергей Детков, 24 года, Киев
Антон Тимошенко, 22 года, Киев
Никита Наливкин, 25 лет, Запорожье
О темах для шуток
Сергей Детков
Некоторые комики думают, что, если они скажут слово «ж.а», всем сразу станет смешно. Но на самом деле, это не так. Черный юмор — очень сложный жанр. Хотя, конечно, есть люди, которым достаточно и «ж…ы» или сериала «Виталька».
Антон Тимошенко
У нас часто шутят на одни и те же темы: секс, бытовуха, гопники. Своего рода быдло-шутки. Конечно, это можно сделать смешно, но я не замечал каких-то талантливых ходов в создании шуток на такие темы. Недавно смотрел стендап американского комика Стивена Райта. У него есть шутка, которую я запомнил надолго. Она очень оригинальна и одна из моих любимых. Я всегда восхищался такой неординарной подачей мысли. Шутка звучит так: «Как-то я пришел к ключному мастеру, дал ему ключ и говорю: Это копия. Мне нужен оригинал».
Никита Наливкин
Люблю шутить на самые разные темы. В ход идут неординарные истории о бомжах, массовой истерии относительно лайков в социальных сетях. У любой шутки есть актуальность. Казалось бы, вот только были модны шутки про «Покемон Гоу», а сегодня они уже несусветный «баян», вызывающий раздражение.
О запретных темах
Сергей Детков
В юморе не должно быть табу. Обо всем — о сексе, смерти, о религии — можно пошутить тонко и смешно. Но такие шутки должны быть выверенными, у них нет права на провал. Это сложно сделать.
У меня от рождения нет одной руки — я сразу понял, что это станет моей главной темой. Когда ты говоришь о своей жизни, зритель чувствует, что ты его не обманываешь. Он не дурак.
Мой первый стендап был очень успешным. Люди просто не ожидали такого. Каждый второй комик тогда рассказывал о том, как его бросила девушка, или как он ходил за хлебом. То, что говорил я, было очень неожиданным. Мне аплодировали, стоя. Лучше тех чувств в моей жизни пока не было.
Благодаря стендапу я окончательно избавился от комплексов. Раньше, когда люди подходили ко мне и спрашивали прямо: «Что у тебя с рукой?», я ничего не отвечал, злился, нервничал. Но вот недавно в баре в Одессе ко мне подошел бухой чувак, попросил сигарету и спросил про руку. Я ответил: «Я просто много курил». Он не отставал. Тогда я придумал историю: «Я серфер, участвую в сборной Украины по серфингу. Недавно мы были на соревнованиях в Новой Зеландии, и акула откусила мне руку». В общем, я научился отвечать бесцеремонным людям.
О первых шагах
Антон Тимошенко
Шутить мне еще нравилось в школе. Я часто подшучивал над учителями, и всем было смешно, конечно же, кроме самих педагогов. Благодаря школе я понял, как это круто, когда люди смеются над твоими шутками. И эту любовь я пронес до университета, где начал играть в КВН. Вместе со своими однокурсниками мы решили собрать свою команду на факультете. На третий год мы выиграли кубок ректора. Ради этой победы я даже пожертвовал работой — и не расстроился.
Я решил идти дальше и пришел в стендап. На юмористическое шоу «Рассмеши комика» я приходил три раза, самый удачный был именно третий, где я выиграл 50 тыс. грн. До этого я тоже проходил на съемку, выступал перед Владимиром Зеленским, но меня не показывали в эфире, потому что я «сгорел» еще на первой минуте — очень волновался и не смог рассмешить.
Никита Наливкин
Все началось с детства. Я очень любил юмор — от фильмов с Джимом Керри до передачи «Городок». Поэтому в студенческие годы с радостью откликнулся на хищный зов КВНа. Он затянул меня на семь лет.
Самая большая гордость КВНовского прошлого — выступление моей команды во втором туре Международного фестиваля команд КВН в Сочи в 2013 году. Мы выступали перед самим гуру — Александром Масляковым. Это было волнительно и классно.
Два года назад мы с друзьями по КВН решили, что нужно идти в ногу со временем и начать прививать популярный на Западе и в СНГ жанр стендапа родному городу. Так появился юмористический проект Californiа. Главная трудность заключалась в том, что мы все, как комики, так и зрители, были к данному виду юмора абсолютно не готовы. О стендапе мало говорили, и никто его не показывал.
Так получилось, что я был одним из первых, кто стендапил в Запорожье. Приученные к КВНу зрители ждали шоу, песен и плясок, а получали откровения одного комика без всякого стороннего сопровождения. Им нужно было перестроиться, как, впрочем, и самому комику, у которого теперь не было товарищей по команде, музыки, реквизита, веселых декораций. На сцене есть только он и его юмор. Все честно и круто.
О рождении шуток
Сергей Детков
Свой первый стендап я написал в метро по дороге домой. Он был обо мне. Я выплеснул то, что во мне сидело, и о чем я не мог никому сказать. Есть такие вещи, о которых ты не можешь признаться одному человеку, но во время стендапа говоришь их целому залу. Это так странно, но так круто.
Антон Тимошенко
Меня часто спрашивают, тяжело ли самому придумывать шутки. На самом деле это и сложно, и легко. Если работать в режиме «пришла муза — написал шутку, не пришла — ну и ладно», то с таким режимом далеко не уехать. Длительное время я не мог найти свой стиль. Поэтому за помощью обращался к специализированным книгам, где профессиональные комики рассказывают о механизмах написания шуток на примере своих.
Со временем я понял, что нет единой формулы, по которой пишутся шутки. Точно могу сказать, что нужно быть внимательным человеком, замечать какие-то странности в обществе, стереотипы и много читать. Комики — умные люди, на самом деле. Когда часто пишешь, то появляется некая интуитивная способность быстро находить слова с двойным смыслом, шутки-каламбуры либо казусные ситуации.
Никита Наливкин
В самом процессе написания шуток ничего веселого нет. Я пишу в самых разных местах, главное — переключиться на волну написания, абстрагироваться от всего, что творится вокруг. Лучше всего пишется ночью, хотя и в дневное время суток репризка нет-нет, да и придет.
Свои «сырые» монологи читаю коллегам по проекту, с которыми мы работаем в режиме начиток и редактур. Тогда и происходит их окончательное рождение: кто-то подправит, кто-то дополнит. Рассказывать девушке, зеркалу, кошкам — не мой формат.
Принято считать, что комики всегда должны быть веселыми. Только в жизни все по-разному: бывают и балагуры, и замкнутые в себе «буки». Просто сцена преображает.
У успешного стендапера есть четыре секрета: хороший текст, харизма, умение работать с публикой и опыт. Все это как раз и позволяет сложить пазл: поэтому одни выступления вызывают у публики восторг, а другие — зевоту.
О неудачах
Сергей Детков
Невозможно заранее понять, какие шутки зайдут, а какие — нет. Иногда читаешь свой стендап друзьям, и они говорят, что это смешно. А на сцене оказывается, что совсем нет. Но даже самый несмешной материал можно «продать» за счет подачи и своих эмоций.
Дважды у меня были неудачные выступления. Монологи уходили почти в пустоту. В таких случаях я всегда ищу причину в себе. Значит, я был напряжен на сцене. Нервничал и не кайфовал от выступления.
Когда ты оставляешь паузу для смеха, а его не происходит, хочется быстрее уйти со сцены, поехать домой и сказать себе: «Все это г… но. Я никогда не буду больше этим заниматься». Но потом ты выпиваешь и думаешь: «Ну, ничего ужасного ведь не случилось. Можно возвращаться обратно».
Никита Наливкин
Шишек мне досталось немало. Например, самое элементарное: непонятно как себя вести одному на сцене, сложно запомнить количество текста, теряешься при реакции из зала. Это уже с опытом приходит умение остроумно и в «тему» реагировать на выкрики из толпы, а тогда бывал и ступор. Хорошо, что мой дебют был сложным. Это и подтолкнуло пойти вперед. Выступил бы блестяще — так и почивал на лаврах по сей день.
Наверное, самое «неудобное» для артиста — забыть текст. Но это же стендап — жанр честный, поэтому можно ничего особо не придумывать и просто взять у аудитории несколько секунд на то, чтобы вспомнить забытую репризу. Но лучше, конечно, валить без запинок.
Реакция зрителей на номер всегда загадка. Но я знаю одно: если зал молчит, значит, комик не шутит. Видимо, у него неудачный день для выступления, нужно идти домой и пить чай с печеньем.
О деньгах
Сергей Детков
В Украине стендапом не заработаешь денег. Хотя на Западе и даже в России это возможно. У нас пока редко зовут стендаперов на корпоративы или свадьбы. Хотя не знаю, как бы я выступал на корпоративе. Одно дело, корпоратив интеллектуалов. Но какие-нибудь банковские клерки послушали бы и подумали: «Что это такое? Идем лучше выпьем».
Антон Тимошенко
Все, кто начинает увлекаться юмором в нашей стране, понимают, что на этом особо не заработаешь денег. Например, в стендапе только единицы могут за счет этого жить. Примерно 3−4 стендапера могут получать зарплату 7000 грн. Другим же приходится параллельно еще работать. К сожалению, у нас еще нет спроса на качественные шутки, за них не готовы платить. Поэтому это довольно рискованная дорога. Никогда не знаешь, чего ожидать.