Корейский фильм «Паразиты»: как комедия превратилась в кровавый триллер о классовой ярости

Кинематограф Южной Кореи условно можно разделить на две полярных категории. С одной стороны мы видим гламурную и отшлифованную до блеска картинку популярных сериалов. Романтические комедии и мелодрамы рисуют мир красивых и благополучных людей, которые даже в экстремальных ситуациях не теряют лоска и не портят укладку. С другой стороны находится авторское кино — пронзительное, глубокое, шокирующее и конфликтное. Именно к этому пласту относится сатирический триллер Пон Джун Хо «Паразиты», получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 2019 году. С 1 августа «Паразитов» покажут в кинотеатрах Украины, и Realist рассказывает, почему пропускать их не рекомендуется.

О чем этот фильм

В современном Сеуле в полуподвальной квартире живет неудачливая семья Кимов. Отец (Сон Кан Хо), мать (Чан Хе-джин) и двое взрослых детей перебиваются на низкооплачиваемых подработках, но денег не хватает даже на то, чтобы оплатить вай-фай (его приходится воровать у соседей). Совместное складывание картонных коробок для пиццы кажется безальтернативным занятием, пока друг старшего сына Ки У (Чой Ву-сик) не предлагает тому заменить его на должности репетитора школьницы из богатой семьи. Ки У имеет для этого достаточно знаний (юноша четыре раза сдавал вступительные экзамены в институт), а его сестра Ки Джин (Со-дам Пак) — блестящие навыки подделки документов. Вооружившись университетским дипломом и рекомендациями товарища, парень начинает перспективную аферу.

Особняк семейства Пак представляет собой антипод конуры главных героев. Мистер Пак (Сон-гюн Ли) занят на работе, а его скучающая супруга (Чо Ёджон) настроена окружить дочь и маленького сына лучшей прислугой и учителями. Быстро уловив слабости и желания нанимателей, Ки У решается привести в богатый дом всю свою семью. Вслед за ним на должность «арт-терапевта» устраивается сестра, отец становится «шофером-ветераном», а мать — «домработницей из агентства для вип-клиентов». Работа спорится, хитрость и актерские способности семьи позволяют им дурачить благодетелей, но неожиданный визит меняет ход событий. Так сатирическая комедия о классовых различиях превращается в напряженный триллер с непредсказуемым финалом.

Зрителю предстоит самостоятельно решить, кто в этой истории является паразитами: пронырливые бедняки, или брезгливая элита, которая пользуется их временем и трудом.

Социальное неравенство в фильме и реальности

Режиссер, сценарист и превосходный рассказчик Пон Джун Хо — первый кореец, получивший главную награду Каннского кинофестиваля. В его послужном списке — шесть авторских картин, ключевыми особенностями которых стало виртуозное смешение жанров, сильный социальный комментарий и удивительная способность снимать напряжение и набирать темп в нужный момент. Детектив «Воспоминания об убийстве» (2003) начинается как история о недалеких провинциальных полицейских, но превращается в напряженный триллер; фантастический хоррор «Хозяин» (2006) скрывает пронзительную драму; постапокалиптический триллер «Сквозь снег» удивляет социальной сатирой (2013); приключенческая сказка «Окча» (2017) на деле оказывается увлекательной философской притчей.

«Паразиты» также сложно вписать в жанровые рамки, но стиль режиссера и вопросы, которые он поднимет, делают фильм отличным зрелищем для ценителей умных черных комедий, серьезной драмы и кровавых триллеров.

Неустроенность семьи главных героев — далеко не надуманная проблема для Южной Кореи. В 2019 году уровень безработицы в стране подскочил до девятилетнего максимума. В связи с 29-процентным повышением минимальной зарплаты более 230 тысяч людей потеряли низкооплачиваемую работу, став непосильной ношей для своих работодателей. Сокращение особенно затронуло предприятия оптовой и розничной торговли, гостиничные заведения и ресторанный бизнес, где были заняты самые уязвимые слои населения.

Четвертая по величине экономика Азии также известна высокими показателями безработицы среди молодежи. Растет количество студентов, обучающихся в вузах, но запрос на высокообразованных работников в стране недостаточен. Требования местного рынка труда попросту не соответствуют навыкам, предоставляемым системой образования.

«На должность разнорабочего претендует 30 выпускников университетов», — говорит герой «Паразитов», радуясь нечестному, но удачному трудоустройству.

Классовая пропасть, прямо и метафорически изображенная в фильме, разделяет общество не только на экране. По данным МВФ за 2016 год, 10% населения страны получают 45% от общего дохода. Это худший показатель из 22 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Исследование 2018 года показало, что разница между имущими и неимущими не уменьшилась несмотря на изменения финансовой политики, принятые администрацией президента Мун Чжэ Ина. Более того, в годовом исчислении среднемесячный доход 20% самых бедных семей сократился на 7%, тогда как для 20% самых богатых этот показатель вырос на 8,8%. Издание Korea Herald пишет, что экономисты призвали президента отказаться от политики, усугубившей проблемы бедных людей, но заметных изменений пока не наблюдается.

Как бывший активист студенческих движений и член Рабочей (Лейбористской) партии, Пон Джун Хо едва ли мог пройти мимо столь острой и плодотворной для художника темы. И хотя фильм «Паразиты» лишен морализаторских рассуждений о состоянии экономики, он насквозь пронизан выразительными метафорами и противопоставлениями. Бедняки сравнивают себя с тараканами, прячутся и убегают, когда включается свет. Они наивно рассуждают, что легко быть добрым, когда ты богат, но в то же время мы видим противоречия в характерах их благополучных нанимателей, когда те сталкиваются с проблемами прислуги.

Отличительной особенностью фильма Пон Джун Хо является то, что он может показаться надуманным и абсурдным, но чем больше вы думаете о нем, тем более серьезным и сложным он становится.

«Это фильм об уважении и достоинстве людей. Отношения между богатыми и бедными могут переходить от сосуществования к паразитизму в зависимости от того, насколько вы уважаете других», — цитирует режиссера издание Korean Herald. В фильме этот хрупкий баланс взаимоуважения нарушается повсеместно, подводя героев к неминуемой катастрофе.

«Мне почти пятьдесят лет, и я вынужден признать, что перестал верить в разрешение социальных противоречий в близкое время. Не думаю, что увижу изменение или улучшение ситуации на своем веку. Когда я задумываюсь об этом, меня охватывает тоска и чувство безнадежности. Приходится принять положение вещей. Мой фильм — не коктейль Молотова, который я бросаю в противников, представителей системы, надеясь ее взорвать и уничтожить. Скорее личное представление о состоянии мира», — сказал Пон Джун Хо в интервью кинокритику Антону Долину.

Учитывая, как убедительно он воплотил это представление в сценарии «Паразитов», как мастерски справились со своей работой актеры, и какой теплый отклик фильм получил у критиков и зрителей во всем мире, игнорировать его в украинском прокате было бы упущением.

Читать все новости