Когда виртуальная реальность заменит настоящую

Конец света наступил. По городу бегают огромные насекомые и убивают всех на своем пути. Выжившие отбиваются при помощи аэрозолей, но все же люди в меньшинстве, и шансов на спасение нет.

Конец света наступил. По городу бегают огромные насекомые и убивают всех на своем пути. Выжившие отбиваются при помощи аэрозолей, но все же люди в меньшинстве, и шансов на спасение нет.

Страшно? Это только один из возможных сценариев. А выбрать можно какой угодно: в виртуальной реальности возможно все, пусть и понарошку. Встреча со своим страхом здесь неизбежна, вот только проходит она, в отличие от настоящего мира, без последствий — по крайней мере, физических.

Realist пообщался с творцом другой реальности Андреем Компанийцем, чтобы выяснить, когда придуманный мир заменит реальный.

Андрей Компаниец — 3D Generalist из Red Glass Production. Аналога его должности в русском языке нет. Он создает видео для виртуальной реальности (или просто VR). Пока Андрей экспериментирует для себя — графически прорисовывает объекты и адаптирует видео под виртуальную реальность. И параллельно думает, как это можно монетизировать.

Андрей может легко создать любой сценарий конца света. Но технические возможности пока на этапе развития.

«Несложно сделать такой же контент, как я делаю для рекламы у себя в продакшне, только в VR — для меня это три клика. Вопрос только в рендере. Чтобы сделать видеоролик виртуальной реальности, нужно в восемь раз дольше ждать рендера, чем для обычного ролика в 3D»

Как это работает

Посмотреть видео можно через специальные очки, подключив их к компьютеру, или через смартфон. Картинка на самом видео делится на две одинаковые по размеру части. Изображение на них похожи — по факту показан один и тот же объект, но немного под разным углом. Так выходит объемнее и реалистичнее.

Пока самый дешевый и популярный способ окунуться в VR — посмотреть видео со смартфона. Самые подходящие для этого устройства — Gear VR и VR BOX. Механизм прост: смартфон вставляется внутрь пластмассовой маски, а человек смотрит через линзы — их можно отрегулировать под свое зрение. Звук идет через обычные наушники.

Очки для просмотра со смартфона - VR BOX. Фото: Realist

Есть очки, которые можно подключить напрямую к компьютеру, в них VR-контент более реалистичный. Преимущество в качественном звуке — тут нужны специальные наушники, в которых звук становится объемным. Самые популярные — HTC Vive и Oculus Rift. Но компании Microsoft и Xiaomi не отстают — анонсировали создание собственных моделей.

Картинка на самом видео делится на две одинаковые по размеру части.

Фото: Компаниец Андрей

VR vs AR

Стоит различать виртуальную (Virtual) и дополненную (Augmented) реальности.

Разница в том, что виртуальная реальность создается с нуля при помощи компьютерной графики, а дополненная — лишь расширяет нашу действительность некоторыми искусственными элементами. Яркий пример — игра Pokemon Go.

В AR трансформировать можно все, на что хватает фантазии. Как один из вариантов, можно «зайти» в квартиру без мебели, «перебирать» глазами варианты диванов и думать, куда их лучше поставить.

В США, например, инвестируют в новый формат просмотра баскетбольных матчей. Зритель в шлеме может переключать точки обзора, независимо от того, где он сидит, и видеть в шлеме комментарии.

Летняя Олимпиада в Рио 2016. Фото: EPA/BARBARA WALTON

Украинские реалии

Пока в Украине все находится на зачаточном уровне — как, впрочем, и во всем мире. Первыми, кто сможет создавать качественный контент в Украине в VR и AR, станут те продакшн-студии, которые уже создают 3D-контент.

«Этим мало кто занимается профессионально, потому что нужны инвестиции. Сейчас такие правила игры. Но я думаю, что коммерчески выгодно развивать дополненную реальность в сфере ивентов», — говорит Андрей.

Сейчас многие компании делают ставку на то, чтобы всех удивить — дополняют свои презентации виртуальной графикой. Спикеру больше не нужно будет тыкать указкой в продукт на экране: теперь продукт вырастает прямо на сцене.

«Чтобы это стало массовым, пока недостаточно контента. Да и над техническими возможностями еще нужно работать», — объясняет Андрей.

В Украине также предпринимаются попытки создать свой клуб по интересам.

«На прошлой неделе я был на открытии лаборатории VR, AR и MR (Mixed reality), — рассказывает Компаниец. — Целью ивента было объединить людей, которые что-то умеют в этой сфере — программистов, людей из 3D и Motion дизайна, тех, кто занимается игровыми движками. Сейчас контента очень мало, и его надо кому-то делать — вот и пытаются объединиться».

Андрей верит в будущее VR. «Сейчас все растет в геометрической прогрессии, — отмечает он. — Думаю, через год-два результат уже будет».

Разрешение экрана

60−90

Количество кадров в секунду для VR

Как не сойти с ума

Пока команды психологов помогают сделать виртуальную реальность более реалистичной. Они отслеживают, как ведет себя человек, на что обращает внимание. После анализа поведения контент создается проще, ведь зная акценты внимания зрителя, привлечь его гораздо легче. А пока на привлечение внимания лучше всего работает звук.

Игра в виртуальной реальности. Фото: EPA/MIKE NELSON

Но это может привести и к другим последствиям.

«Если виртуальный мир станет максимально реалистичным, то когда VR станет массовым, неизвестно, как это повлияет на человеческую психику. Сможет ли человек все это пережить? Не знаю, — признается Андрей. — Вдруг виртуальный мир будет лучше, чем тот, который есть на самом деле? Или вдруг отличия между реальным и ненастоящим сотрутся — сможем ли мы тогда отличать, в какой реальности находимся? Пока этого рано бояться, но задуматься придется».

Читать все новости