Интриги, женщины и власть: что нужно знать о комедийной драме “Фаворитка”

Историческая драма — популярный, но не самый простой для реализации жанр. С одной стороны, есть риск скатиться в скучный пересказ событий, с другой — переборщить с вымыслом и уничтожить дух времени. Также режиссеры нередко перегибают палку с пафосом, буквально выбивая у зрителя эмоции. В этом плане фильм Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», премьера которого состоялась в Украине в рамках фестиваля «Новое британское кино», — редкое исключение, превратившее пыльную музейную историю в актуальную притчу о власти.

Сюжет

С 1702-го по 1714 год Великобританией правила королева Анна последняя представительница рода Стюартов на английском престоле. Период ее правления ознаменовала длинная и ресурсоемкая Война за испанское наследство, но политика в «Фаворитке» лишь фон, на котором разворачивается остроумная будуарная драма.

Анна (Оливия Колман) больная подагрой женщина средних лет, наделенная монаршей властью, комплексами и бесконечной скукой. Принимать сложные политические решения ей помогает давняя подруга и любовница Сара Черчилль, герцогиня Мальборо супруга Джона Черчилля, самого могущественного политика в государстве, славным потомком которого однажды станет Уинстон Черчилль.

Оливия Колман в роли королевы Анны Стюарт

Герцогиня умная и деятельная женщина, которая не только отстаивает политические интересы мужа, но и реализует собственные амбиции. Отвлекаясь на государственные дела, она не замечает, как ее молодая протеже Абигейл Хилл (Эмма Стоун) пробирается в королевскую спальню. И хотя Абигейл заинтересована исключительно в собственном благополучии, ее сближение с королевой оборачивается правительственным кризисом.

Рэйчел Вайс в роли Сары Черчилль, герцогини Мальборо

Три героини «Фаворитки» обладают разными видами власти, которой беззастенчиво пользуются в своих интересах. Сара владеет прошлым королевы, ее воспоминаниями и дружбой, Абигейл успешно овладевает ее телом, а сама Анна олицетворяет абсолютную власть монарха. Она капризна, недальновидна и поддается манипуляциям, но окончательное решение всегда остается за ней. При этом властвовать над душами королева не может, что делает историю интригующей, а конец жестоким, но логичным.

Эмма Стоун в роли Абигейл Хилл

Режиссура и сценарий

Режиссер Йоргос Лантимос признанный Каннский фаворит. Его «Клык» победил в программе «Особый взгляд» в 2009 году, «Лобстер» в 2015-м получил Приз жюри, а «Убийство священного оленя» награду за лучший сценарий в 2017-м. «Фаворитка» отличается от своих «старших братьев», но не отсутствием призов или качеством, а тем, что к ее сценарию Лантимос не прикасался.

«Фаворитку» в 1998 году написала историк Дебора Дэвис. Заинтересовавшись любовным треугольником между Анной, Сарой и Абигейл, она изучила их переписку и выудила информацию из написанной Уинстоном Черчиллем биографии герцога Мальборо. Еще один ценный источник мемуары самой Сары Черчилль, в которой она обиженно называет королеву «очень невежественной, боязливой, окруженной большим количеством хитрых людей, чьи проекты в конце концов привели к ее бесчестью».

Оригинальный сценарий «Фаворитки» очень долго оставался нереализованным: лесбийская тематика и отсутствие акцента на мужских персонажах мешали получить финансирование. Но XXI век — хорошее время для фильмов о женщинах, и 15 лет спустя продюсеры дали проекту зеленый свет и 15 млн долларов в придачу.

Эмма Стоун и Йоргос Лантимос на съемках "Фаворитки"

Предложение снять фильм о сильных ярких женщинах привлекло Лантимоса. При этом режиссер не стал делать из однополых отношений проблему, сместив акцент на общечеловеческие качества героинь. «Мы просто пытались показать их сложными, замечательными, ужасными такими же, как и другие люди», рассказал он, представляя фильм на Венецианском кинофестивале в августе 2018 года.

Попытка оказалась успешной: фильм собрал «роял флэш» из фестивальных наград, а кинокритики дружно воспели его художественные качества, актуальный подтекст и хорошо подобранный актерский состав.

Рэйчел Вайс, Оливия Колман и Эмма Стоун на премьере "Фаворитки"

Актеры

В «Фаворитке» нет чопорности и сдержанности, которые ассоциируются с Британской монархией сегодня. Персонажи легко вписались бы в любую эпоху и политическую систему, а остроумию их диалогов мог бы позавидовать сам Квентин Тарантино. Добиться такого эффекта во многом удалось благодаря блестящей игре актеров и их искренней симпатии к своим персонажам.

Оливия Колман, играющая Елизавету II в популярном сериале «Корона», с готовностью согласилась на роль Анны. Актриса назвала ее простой женщиной, которой не хватает уверенности в себе и которая не знает, любит ли ее кто-то на самом деле. «В ее руках слишком много власти и времени», объяснила она капризы королевы.

Для Оливии Колман роль королевы привычна. В сериале "Корона" она исполняет роль Елизаветы II

Рэйчел Вайс описала фильм как сексуальную комедию, а роль Сары Черчилль назвала «самой сочной» в своей карьере.

Интимная связь королевы и ее фавориток - не проблема ни для героинь, ни для придворных

Эмма Стоун изначально отказалась играть Абигейл, приняв ее за невинную жертву власть имущих. Но прочитав сценарий, актриса буквально выпросила у Лантимоса роль, покорив тем самым еще одну профессиональную вершину: американке Стоун пришлось долго тренировать британский акцент с учителем.

Героиня Эммы Стоун в начале фильма находится в стесненных обстоятельствах, но жертвой ее не назовешь

Мужские персонажи в «Фаворитке» творят большую политику в фоновом режиме, но сомневаться в том, что они играют в государственном аппарате решающую роль, не приходится. Впрочем, королева Анна часто поступает со своими министрами так же, как и с фаворитками, проявляя власть импульсивно и радикально.

Мужчины в "Фаворитке" управляют страной, но не героинями

Вывод

В Украине «Фаворитка» выходит в прокат 31 января, и если зимой ваше настроение будет хмурым, остроумная драма Йоргоса Лантимоса имеет все шансы его улучшить. К тому же, накануне выборов не лишним будет вспомнить, что власть явление относительное, и на любую крупную рыбу всегда найдется хищная пасть побольше.

Читайте также: «Суспирия» — рецензия Realist’а на ремейк классического фильма ужасов Дарио Ардженто

Читать все новости