Традиционно накануне выходных редакция Realist`a делится подборкой любимых кинофильмов и сериалов. На этот раз мы собрали для вас список фильмов ужасов.
Жилец/Le Locataire, 1976 год
Советует: Марина Нижник, редактор рубрики Будущее
Роман Полански — режиссер нерукопожатный, но талантливый, и пугать у него всегда получалось на 5+. Его фильмы не эксплуатируют традиционные адреналиновые приемы хорроров: страх Полански — исключительно натуралистичный и осязаемый. Он наползает на тебя вместе с безумием и одиночеством героев, потому людям, склонным к эмпатии, может быть физически сложно досмотреть кино до конца.
Любителям пощекотать (читай, поцарапать) себе нутро я бы рекомендовала всю «квартирную трилогию», но если «Ребенка Розмари» и «Отвращение» смотрели многие, то «Жилец» незаслуженно остается в тени.
Сам Полански об этом фильме тоже отзывался критично, хотя и сыграл в нем главную роль (вместе с юной и очень красивой Изабель Аджани). Он решил, что смешение жанров драмы, черной комедии и ужасов — неудачный и раздражающий ход. Мне же замешательство от происходящего на экране только добавило напряжения — натуральный Кафка.
Коротко о сюжете: скромный и неконфликтный мужчина переезжает в квартиру, предыдущая съемщица которой выбросилась из окна. Герой живет среди ее вещей, общается со странными соседями, находит в комнатах мерзкие предметы и постепенно погружается в болото паранойи. А вместе с ним и вы.
Психо/ Psycho, 1960 год
Советует: Валентина Гембарская, редактор ленты новостей
Я обожаю смотреть фильмы. Жанр в этом плане не особо важен, хотя признаюсь: ужасы, триллеры и детективы — my favorite. И хотя страшилки я всегда смотрю с приглушенным звуком и слегка прикрывая рукой глаза (я так чувствую себя безопаснее, если честно), это никак не мешает мне оценивать их по достоинству.
Фильмы Хичкока вполне заслуженно вошли в классику мирового кино. Хотя они и относятся к жанру ужасов, но смотреть их не страшно. Почти.
При просмотре фильма «Психо» я ждала момента, когда «что-то выскочит» и напугает до криков, но, тем не менее, этого не произошло. Наоборот, весь фильм усиливается ощущение тревоги и необъяснимого чувства безысходности. Как будто ты уже знаешь, чем все закончится, но не можешь объяснить. Это и есть пресловутый саспенс, а сам режиссер признан мастером этого жанра.
«Психо» — это не история убийства, а история убийцы: извращенная, психически больная, запутанная. От того она еще более интересна зрителю даже через 57 лет после премьеры.
Вердикт: must see хотя бы для того, чтобы быть в теме, кто такой Хичкок и «что он там вообще снимал».
Одержимая/Obsessed, 2012 год
Советует: Маричка Бровди, автор рубрики Политика
Ужастик должен быть таким, чтобы, смотря его в компании, вы видели, как глаза друзей наполняются страхом и слезами. Добиться подобного эффекта наиболее просто, если сделать фильм максимально приближенным к реальности. Именно к таким фильмам я бы отнесла «Одержимая» (оригинал «The Devil Inside»). Съемка чем-то похожа на документалку от первого лица. Диалоги без пафоса и излишне выпученных глаз актеров. Кроме того, меня порадовала концовка.
Ну, и самая важная часть — фильм о демонах и экзорцизме, с выворачивающимися наизнанку людьми, голосом нечистой силы, который звучит из уст застывших намертво тел, и остальными неотъемлемыми атрибутами добротной страшилки о нечисти. Есть, конечно, некие погрешности съемки (заметите — поймете), но режиссер в желании обозначить, что фильм основан на реальных событиях, создал целый интернет-ресурс, где выставляли относящиеся к фильму «документальные» материалы.
Не могу сказать, что это самый страшный фильм, который я смотрела, но есть в нем что-то такое-эдакое, что цепляет. Особенно если учесть, что все украинцы падки на пересказы мистических историй, а в церквях наподобие Почаева все еще проводят обряды по изгнанию дьявола.
Зеркала/Mirrors, 2008 год
Советует: Влад Абрамов, специальный корреспондент
Налет цивилизации тонок, как слой амальгамы. Homo selfie прекрасно помнит те времена, когда единственной соцсетью был тесный круг у костра в темной-темной пещере. Помнит не потому, что об этом рассказывали на уроках. Наши предки оставили нам приличный багаж из страхов, и мы благополучно дотащили его до станции «XXI век-Товарный». Наш внутренний палеолит точно знает, что мир только притворяется знакомым и понятным. Посмотрите украдкой в зеркало. Там, в глубине, точно нет чьей-то неведомой и неуловимой тени? Оно помнит все то, что отражало? Оно безопасно?
И конечно дело не (только) в зеркалах, а в нас. Ведь так страшно быть зеркалом самого себя, быть самим собой. Мы действуем из принципа: «А что подумают другие». Ужас как ужасно показаться несолидным, нелепым, наивным, смешным. Так не хочется разочаровывать. Так хочется выглядеть и действовать «как надо». А что там у вас за этим старательно выстроенным «фасадом»?
И теперь коротко о фильме: страшно до жути.
Репортаж/REC, 2007 год
Советует: Николай Кудинов, заместитель руководителя службы новостей
Псевдодокументалистика — жанр далеко не новый, и особенно любим режиссерами фильмов ужасов. Если убедить зрителя, что все происходящее на экране — любительская съемка, то он легко погрузится в атмосферу, даже если в фильме нет дорогих спецэффектов и качественного музыкального сопровождения. Именно поэтому жутко атмосферный испанский «Репортаж» при бюджете в € 1,5 млн сумел собрать в прокате $ 30 млн. В дальнейшем фильм обзавелся буквально покадровым американским римейком и тремя фильмами-продолжениями. Смесь зомби-тематики и трясущейся камеры в руках оператора, видимо, глубоко зацепила зрителей.
Главные персонажи фильма — журналисты, которые снимают репортаж о том, как проходит дежурство ночной смены спасателей в Барселоне. Пожарные получают вызов — пожилая женщина заперлась в квартире и истошно кричит. Когда ее находят и пытаются привести в чувство, старушка бросается на одного из спасателей и кусает его. Укушенный начинает также странно себя вести и проявлять нездоровый аппетит к плоти других людей. Тем временем, герои фильма обнаруживают, что выход из дома заперт и они остались наедине с зараженными.