На выходных в Киеве прошла публичная лекция Марины Абрамович — художницы и мастера перформанса. Для тех, кому не удалось на нее попасть, Realist выписал основные мысли Абрамович, говорившей о выдержке творца, доминировании мужчин в мире искусства и своем влиянии на публику.
Краткая справка
- Марине Абрамович 70 лет. Она родилась в городе Белграде — столице Сербии.
- Абрамович создала много провокационных перформансов. В 1974 году художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать ее телом и движениями. Среди предметов, которыми могли воспользоваться посторонние люди, были хлыст, нож и пистолет с одним патроном.
- В 1997 году Марина Абрамович получила премию «Золотой лев» за работу «Балканское барокко», в рамках которой художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.
- В 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства прошла выставка под названием «В присутствии художника». Ее идея заключалась в том, чтобы Марина могла установить зрительный контакт с любым посетителем выставки, который садился напротив нее. Перформанс длился 736 часов и 30 минут, за это время Абрамович посмотрела в глаза 1500 зрителям.
Для меня публика — это все. Ведь перформанса не было бы без публики и людей, которые им интересуются.
Мне нравится, как Ченнино Ченнини, художник эпохи Ренессанса, рассказывал, как нужно готовиться к созданию произведения искусства. Он говорил, что если художник хочет сотворить нечто великое, он должен три месяца не есть мясо. Он должен два месяца не пить алкоголь, один месяц не заниматься сексом. А за три дня до старта он должен поместить свою рабочую руку в гипс – так, чтобы она оставалась недвижимой. И затем, в момент, когда придет время начать работу, он снимает гипс и рисует идеальный круг.
Быть художником — это как дышать. Вам просто необходимо вдыхать воздух, если вы хотите быть живым. Так и художнику нужно что-то создавать. Вы просыпаетесь утром и думаете: мне нужно что-то создать. Вы чувствуете это телом и душой. Если это так — то вы приблизились к тому, чтобы быть настоящим художником.
Есть разница между художником и великим художником. Чтобы стать великим художником, вы должны хотеть этого больше всего на свете. Про это должны быть все ваши мысли, все ваше тело, вплоть до молекул, должно хотеть этого.
Почему мужчины-художники доминируют над женщинами-художницами? Потому что женщины не могут жертвовать всем. Женщины хотят иметь все: любовь, детей, работу, дом, друзей. Но у меня есть плохие новости для вас – невозможно иметь все сразу.
Перформанс может состояться благодаря любой части вашего тела: вы можете провести его, используя только голову, руки, желудок. Любая часть позволит вам сделать высказывание.
Когда, спустя шесть часов действия, мой перформанс «Ритм 0», где публика могла делать со мной все, что пожелает, закончился, я наконец начала шевелиться и смогла идти. Тогда я была в крови и слезах, а вся аудитория разбежалась, избегая моего взгляда. К двум часам ночи я вернулась в отель, взглянула на себя в зеркало и увидела прядь седых волос.
Мы все – люди, но как же часто мы об этом забываем. Мы творим ужасные вещи с миром, в котором живем. Поэтому моя работа, особенно сейчас, заключается в том, чтобы приободрять людей и поднимать их дух.
США - это очень быстрая страна. Мне говорили, что перформанс «В присутствии художника» не будет успешным, потому что у жителей Нью-Йорка нет времени для медитативных практик. Но результат был потрясающим — люди стояли часами в очереди, чтобы посмотреть мне в глаза.
Нематериальное искусство как перформанс - ценно тем, что его нельзя купить. Оно самое-самое искреннее, после него остается память и опыт. А какой смысл от картины, которую вы купили за несколько миллионов?
Похороны – это последнее произведение художника перед его уходом.
Напомним, ранее Realist в подробностях рассказывал о всех самых известных перформансах Марины Абрамович.