Даррен Аронофски отвечает на вопросы о фильме «мама!»

После просмотра фильма «мама!» зрители, мягко говоря, запутались. Именно поэтому режиссер решил рассказать, что же там на самом деле произошло.

После просмотра фильма «мама!» зрители, мягко говоря, запутались. Именно поэтому режиссер решил рассказать, что же там на самом деле произошло. Интервью с режиссером опубликовало издание Indiewire.

По условиям Аронофски, о фильме «мама!» (авторы настаивают на написании с маленькой буквы) не должно было быть известно ничего до его премьеры. Студии Paramount не оставалось ничего, кроме как согласиться на эти условия. Продавать кота в мешке не хочет ни одна студия. Хотя режиссер рассказал, что ему удалось быстро убедить Paramount не распространяться о его проекте: «Возможно, это было связано с тем, что я первым делом договорился с Дженн Лоуренс».

Paramount перенесла дату премьеры на месяц, чтобы дебютировать с картиной на Венецианском кинофестивале.

Тем временем Аронофски убедил Paramount пропустить предпремьерный показ фильма. Из-за этого студия попросила режиссера рассказать о фильме для прессы.

После бурной реакции на фильм на Венецианском фестивале создатели фильма «мама!» начали более подробно обсуждать картину уже на кинофестивале в Торонто.

В интервью режиссер пытался объяснить значение картины: «Прошу прощения за то, что я собираюсь сделать с вами».

К сожалению, Аронофски явно не думал об аудитории. Те зрители, которые уходили посреди сеанса, отзываются о фильме негативно. В США за две недели фильм собрал $ 7,5 млн. Мировые сборы составляют $ 13,5 млн при общем бюджете картины — $ 30 млн.

Дайте зрителям что-то абсолютно новое

Два года назад Аронофски написал сценарий фильма в заброшенном нью-йоркском таунхаусе. Работа продлилась пять дней. Вскоре он договорился с Лоуренс о главной роли.

«Все это копилось внутри довольно долго, — сказал он. — Это необузданно. Съемки — это слишком тяжелый процесс, поэтому в материал просто необходимо верить».

Сюжет фильма «мама!» разворачивается, как сюрреалистический пейзаж Сальвадора Дали, где на полу появляются кровавые уста. В этом доме есть дыхание, пульсирующее сердце.

Аронофски хочет снимать фильмы за пределами жанровых определений, уходить как можно дальше от этих структур, но так существует риск потерять аудиторию.

«мама!» — это яркий пример слишком дорогого и слишком смелого фильма, который все должны были понять.

«Аудитория хочет чего-то нового в кино. Я даю им что-то новое, а они говорят: «Что, черт возьми, это было?», — говорит Аранофски.

Правильный посыл и маркетинг в кино

Аронофски активно рассказывал о фильме в Twitter (252 тыс. подписчиков). В Торонто на фестивале Paramount раздавала распечатки «Молитвы матери».

Он потребовал, чтобы студия не показывала слишком много в трейлере и сохранила тайну. «Это редкость в наше время — как правило, вы видите весь фильм в трейлере», — говорит режиссер. На премьеру в Нью-Йорке участники были приглашены как на похороны. Возможно, тогда Аронофски еще не понимал, что это пророчество.

Аронофски надеется, что фильм по-прежнему вызывает споры. «Разговоры продолжаются, а это значит, что тема не закрыта», — сказал он.

Аллегории в фильме

Аронофский обращался к библейским мотивам в фильмах «Пи», «Фонтан» и «Ной». В них говорилось о Книге Бытия и Творении. С этим фильмом он рассказывает о шестом дне сотворения мира.

«Меня как писателя поразила молния, когда я осознал свои первоначальные намерения создать эту аллегорию в стиле Луиса Бунюэля, — сказал он, — взять часть мира, ограничить его и рассказать об обществе».

Библейские мотивы в фильме «мама!»

Согласно Библии, до того, как Бог создал человека, был Рай. Лоуренс — это Гея, или Мать-Земля. Она защищает живой, дышащий организм, который построила в идеальном доме.

Поэт/Творец — это Бог, который верит в человечество, питая его своими дарами. Когда у Поэта и Вдохновения рождается ребенок, человечество (гости) приносит ему подношения — фрукты и воду.

Вдохновение — она же Мать-природа, Дева Мария, греческая богиня или даже Муза (муж пару раз так и называл ее «богиней», а ее образ во время ужина в честь успеха книги напрямую ассоциируется с греческими стилевыми решениями) — рождает человечеству Спасителя. Но его убивают.

Природу терзают, ею пользуются. Апокалипсис (сожжение дома) — результат насилия над Землей. А все началось с разбитого камня, который из-за любопытства уничтожили гости семьи — мужчина и женщина (в титрах Мишель Пфайффер и Эд Харрис обозначаются именно так).

Здесь невольная ассоциация с Адамом, Евой и яблоком. Дом оказывается зараженным грехом Райским садом, а ранение мужчины в область ребер — не простое совпадение (Ева появилась из ребра Адама). Двое сыновей, один из которых убивает второго, — Каин и Авель. Библейский потоп, который выгоняет всех гостей.

Все, оказывается, просто и прозрачно, хотя и не сразу в этом потоке безумств представляется возможным сопоставить факты.

Тема славы в фильме «мама!»

Все, что рассказано в фильме, — очень личное для Аронофски. Он отмечает и другую интерпретацию этого фильма: как и он, Бардем — художник, который не занимается делом жизни и отвлекается на поиски славы и внимания. «Слава — чисто побочный эффект, — сказал Аронофски. — Многие заметили это. Это лишь потому, что у нас есть Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис и Мишель Пфайффер, которые занимаются папарацци и автографами».

Да, фильм также посвящен эгоизму в творческом процессе: «Я не прожил жизнь, в которой пожертвовал личной жизнью ради работы, но я действительно понимаю этот персонаж», — говорит режиссер.

Писатель-режиссер любит погружаться в древние религии (индуистская/ буддийская, реинкарнация также появляются в «маме!»): «Там есть образы. Это образы из самых старых историй человечества, на которых основаны три основные религии».

На вопрос, что за желтое зелье пьет главная героиня, когда беспокоится, Аронофски отвечает так: «Я никогда не отвечу на этот вопрос. Этот секрет я заберу в могилу».

Читать все новости