Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) собирается добавить игровое расстройство в Международную классификацию болезней (МКБ). Проект вызвал всплеск возмущения в игровом сообществе, ведь киберспорт признали официальным видом спорта, и тысячи людей во всем мире занимаются им профессионально. Разбираемся, в чем разница между увлеченностью и болезнью.
МКБ — нормативный документ, который раз в 10 лет пересматривается под руководством ВОЗ. Его 11-я версия будет утверждена лишь в 2018 году, но в тексте проекта указано, что определенное игровое поведение может быть признано психическим расстройством. Для этого оно должно отвечать трем характеристикам:
- человек теряет контроль над игровыми привычками;
- человек определяет игры как приоритет над другими интересами или действиями;
- человек продолжает играть, несмотря на явные отрицательные последствия.
Это ставит компьютерные игры в один ряд с другими видами зависимости, включая азартные игры, употребление алкоголя, никотина, кофеина или наркотиков.
Если «игровое расстройство» попадет в МКБ, врачи смогут его официально диагностировать и лечить. Но следует указать, что далеко не всегда пристрастие к играм является поводом для беспокойства. Обращаться к специалистам стоит лишь в том случае, если игры становятся причиной «значительного ухудшения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных сферах жизни».
Психология игр
До сих пор психиатры отказывались классифицировать игровую зависимость как расстройство, но соглашались, что эта тема заслуживает исследования. Сложность заключается в том, чтобы отличить фактическое привыкание от увлеченного прохождения любимой игры. Ученым необходимо установить четкое различие между теми, кто играет много, но без проблем, и теми, кто действительно вредит своей повседневной жизни.
Есть много историй о людях, которые за любовь к онлайн-играм поплатились отношениями или работой. Но психологи также предупреждают, что погружение в мир компьютерных игр может оказаться попыткой преодоления некоторых психологических трудностей, например, депрессии или тревоги.
Брюс Ли, профессор в Школе общественного здравоохранения Джона Хопкинса, написал в колонке Forbes, что игры могут быть психологически полезными. Исследования показывают, что они могут снять стресс, помочь в решении повседневных проблем и даже улучшить зрительно-двигательную координацию. Некоторые игровые технологии также могут пригодиться в психотерапии: виртуальную реальность уже используют для экспериментального лечения фобий, фантомных болей, посттравматического стрессового расстройства и даже деменции.
Читайте также: Главные трейлеры и анонсы E3 2017: EA, Xbox, Bethesda и PlayStation