Китай и Ватикан близки к разрешению одного из самых давних конфликтов, из-за которых Пекин и Святой престол не имеют нормальных дипломатических отношений с 1951 года. Речь идет о назначении епископов. Власти Китая рассматривали утверждение епископов на территории страны как вмешательство иностранной державы в свои внутренние дела.
В 1951 году папский нунций Антонио Рибери был выслан из страны, и официальные отношения между Святым престолом и Пекином прекратились. До 2007 года Пекин вообще отказывался признавать право Ватикана принимать участие в рукоположении епископов, как это происходит во всех остальных странах. Этот процесс полностью контролировала Католическая патриотическая ассоциация (КПА). Она создана коммунистическими властями Китая после 1949 года, и ее паства составляет 5,5 млн человек.
В 2007—2011 годах во время «оттепели» в отношениях Китай и Ватикан начали негласно координировать назначение большей части новых епископов. Однако в 2011 году Пекин вернулся к жесткому запрету на участие Ватикана в процессе.
Ранее Святой престол неоднократно выступал с критикой китайских властей за преследования в Китае неподконтрольных Пекину католиков. Многие священники были активно вовлечены в правозащитную деятельность.
Политика нынешнего Папы Римского Франциска, с 2013 года ведущего целенаправленную работу по нормализации отношений с Китаем, вызывает нарекания среди некоторых католиков, называющих ее «подобострастной». Главным ее критиком в Китае стал бывший кардинал Гонконга Иосиф Чэнь Чжицзюнь. Он поддерживал 2014−2015 годах гонконгскую «революцию зонтиков».
Иосиф Чэнь Чжицзюнь считается негласным пресс-секретарем «подпольных» китайских католиков, численность которых, по разным данным, оценивают в 7−9 млн человек. Они отказываются признавать ассоциацию (КПА).
Примирение двух сторон осложняется еще и тем, что Ватикан — одно из 22 государств и последнее государство в Европе, до сих пор признающее Тайвань. А непризнание острова самостоятельным государством — обязательное требование для установления дипотношений с Пекином.
Несмотря на дипломатический парадокс, ожидается, что в результате достижения нынешнего компромисса Пекин признает 30 «подпольных» епископов, а Ватикан — восемь рукоположенных под контролем КПА.
По мнению обозревателей, китайские власти закроют глаза на признание Тайваня Ватиканом. Китайские христиане обеспечены и пользуются влиянием, поэтому могут выступать как двигатель экономического развития. Уже сейчас восточные провинции страны, в которых они проживают, относятся к числу наиболее экономически развитых регионов. В политической сфере, которая тоже связана с экономикой, правительству Китая сотрудничество с Ватиканом помогает заработать очки со стороны западных стран. Стоит учитывать и экономическую заинтересованность Ватикана в Китае, который является второй экономикой мира.
В начале октября Папа Римский Франциск заявил, что недавно получил от лидера КНР Си Цзиньпина некий подарок и охарактеризовал двусторонние отношения как «хорошие». Прорыв случился в августе, когда появилась информация о подписании двумя сторонами предварительного соглашения о совместном назначении епископов.
До конца октября в Риме должны встретиться представители Святого престола и Китая, чтобы скоординировать окончательные позиции по этому вопросу.