— То есть дотаций от государства вообще нет?
— С одной стороны, мы вроде как госпредприятие. А с другой стороны, финансирование получить невозможно. Студия сама по себе работает как хозрасчетное предприятие, на которое нет дотаций. Единственное государственное предприятие, которое подчиняется Министерству культуры и получает дотации — это Довженко-Центр, где находятся архивы. Остальные пребывают на хозрасчете и вынуждены как-то вертеться. Плюс от дохода они должны отдать еще 75% в бюджет. Непонятно, как в этой ситуации себя мотивировать и чем мотивировать. И я, в принципе, не против такой системы, но если бы «Укранимафильм» дотировался государством. Должен быть какой-то баш на баш. А так — тебе дают площадку, а всего остального нет.
— Причем площадку не в лучшем состоянии…
— Вообще не в состоянии. Если сюда генерально вложить деньги, можно что-то сделать. Но оставаться в этом кабинетном формате дальше нельзя. Кабинетная система никак не способствует творчеству. У нас есть золотая мечта — построить на 20 тыс. кв. м анимационный хаб, где будет и коворкинг, и общежитие, и точки питания. Тут раньше на первом этаже была столовая «Укранимафильма», где художники-мультипликаторы, операторы и режиссеры сидели вместе и обедали. Большинство мультфильмов были придуманы там – идеальная зона для мозгового штурма. Но маленький кабинет уж никак не то место, где рождаются идеи. Поэтому нужен какой-то другой формат, а к нему – новое законодательное поле.
— А сейчас ни столовой, ни первого этажа?
— Раньше «Укранимафильм» занимал все три этажа, но в 2001 году первый и третий отдали НКУ (Национальной кинематеке Украины – R0) поскольку студия не могла себе позволить содержать такую территорию. До перестройки все деньги на мультфильмы выделяло государство – это было абсолютно дотируемое предприятие. Оно прошло очень тяжелый путь – сейчас, надеюсь, какая-то финальная стадия наступит.