Открытые двери еврейского Киева
Истории трех киевских синагог:
Бродского, Розенберга и Галицкой
Киевские синагоги открывают свои двери. В сакральных заведениях теперь проходят не только молитвы, но рок-концерты, публичные выступления знаменитостей и интервью со звездами

1 марта еврейские общины по всему миру отмечали самый веселый праздник иудейского календаря — Пурим. Этот день установлен много столетий тому назад, в древней Персидской империи, в честь победы еврейского народа над врагами, которые хотели уничтожить иудеев и забрать их имущество. Во время Пурима читают свиток Эстер, повествующий о спасении евреев, которое пришло благодаря царице Эстер и ее наставнику Мордехаю. В этот день принято устраивать торжество с маскарадом, переодеваться в героев, воспетых в свитке Эстер, угощать близких людей вкусной едой и больше, чем обычно, помогать нуждающимся.
В преддверии Пурима киевская синагога на Подоле провела концерт Мачете, лидера группы Токио Ярослава Малого. Рок в синагоге прошел при участии раввинов, членов еврейской общины и просто поклонников творчества артиста из разных городов.
В конце прошлого года в Галицкой синагоге, что располагается возле цирка, в историческом районе Евбаз, прошел концерт Pushkin Klezmer Band – свадебно-танцевального фольклорного оркестра. С лета 2017 года в Галицкой синагоге проходят лекции знаменитых людей. Тут уже выступали писатель и журналист Виталий Портников, военный журналист Аркадий Бабченко, телеведущий Микола Вересень и др. Ранее здесь организовывали интервью с учеными и семинары на еврейскую тематику.
В Большом молитвенном зале хоральной синагоги Бродского на улице Шота Руставели проходило интервью Леонида Парфенова для программы Евгения Кисилева.
Такая светская активность не противоречит религиозной традиции иудаизма. Синагога — это место собрания для молитвы и учебы, для общения и праздников. «Синагога — это дом Бога, в который люди приходят помолиться, поучить Тору. После дарования Торы евреи получили задание от Всевышнего – быть светочем для всех народов. Поэтому из иудаизма вышло много других религий, которые дали народам свет и возможность удалиться от идолопоклонства. Наша задача – помогать материально и духовно народам находить слово Всевышнего, хотя мы не занимаемся миссионерством. Если люди спрашивают, мы отвечаем им правду, которую получили много лет тому назад на горе Синай», — рассказывает главный раввин Киева и Украины Моше Реувен Асман.
Главный раввин Киева и Украины Моше Реувен Асман.
В европейских городах в синагогах организовывают концерты и мероприятия, в том числе концерты классической музыки и джаза. Это вдыхает новую жизнь в еврейские кварталы и места городов, переживших ужасы Холокоста, таких как Краков или Прага, и возвращает внимание к сакральным местам европейского еврейства, и укрепляет диалог между представителями еврейской традицией и другим коренным населением, в том числе еврейско-украинский диалог.
Синагога Исаака в Казимеже, Краков. Это действующая синагога, в которой также проходят концерты классики и клезмерской музыки
Из истории киевского еврейства
На 1939 год, по данным переписи населения СССР, в Киеве были прописаны более 200 тыс. евреев — еврейское население составляло почти четверть населения столицы. Хотя за 50 лет до этого само нахождение в Киеве евреев — как и во многих других местах Российской империи — регламентировалось строжайшим законом. Хотя исторически евреи жили на территории Киева столетиями, как минимум, уже в X веке — согласно письму, обнаруженному в Каирской генизе (древнем книгохранилище, в котором берегутся книги и письменные документы, так как по еврейской традиции нельзя уничтожать документ или книгу, в которых упоминается имя Всевышнего). Такие глубокие киевские корни еврейства не воспрепятствовали тому, что после нескольких разделов разделений Польши и образования черты оседлости в Российской империи были введены жесткие ограничения на возможности проживания евреев в городах.
1843
В 1843 году генерал-губернатор Киева добился у царя разрешения на временное проживание в городе еврейских купцов и ремесленников. В 1861 году появилось разрешение на проживание евреев в Лыбедской и Плоской частях города. Согласно книге «Старый Киев» Александра Паталеева, в 1860-х среди коренных жителей города евреев почти не было, и даже места, где они могли останавливаться, строго контролировались. «Приезжающие по своим делам евреи могли останавливаться для ночлега только во дворе дома, где впоследствии была выстроена гостиница Люнивер. Владелица этого дома Григорьева, имея связи, выхлопотала себе это право в монополию, и право это она оберегала более ревниво и настойчиво, чем это делает теперь полиция».
1860
В 1860-х появились разрешения на проживание в Киеве купцов первой гильдии, фабрикантов, ремесленников, студентов еврейского происхождения. В конце XIX века более трети киевских купцов были евреями. По словам историка и генеалога Нади Липес, после Октябрьской революции многие еврейские семьи начали массово переезжать в Киев, потому что это стало возможным. К этому моменту в Киеве действовали до 20 синагог, из которых по причине самой революции в городе сохранились как здания — единицы, а из действующих — лишь одна.
1917
Основой иудаизма является совместная молитва десяти взрослых евреев-мужчин — это собрание называется миньян, и именно отсюда происходит идея синагоги. Большинство из них были ликвидированы после революции 1917 года, исключением много лет была синагога на Подоле. Даже во времена СССР тут выпекали мацу — пресный хлеб, который все верующие евреи обязаны есть во время праздника Песах.

В настоящее время не возвращены еврейским общинам Караимская кенасса на Ярославовом Валу, здания синагог на Московской площади, на улице Шота Руставели, где сегодня располагается кинотеатр «Кинопанорама» и др. В то же время, в странах бывшего Восточного блока большинство синагог и других зданий, построенных еврейскими общинами и отнятых коммунистической властью, возвращены законным владельцам.
«Много лет я бьюсь за то, чтобы нам вернули купеческую синагогу, в перестроенном здании которой сейчас находится кинотеатр «Кинопанорама», и синагогу на Московской площади, — рассказывает Моше Реувен Асман. — Синагогу, в которой расположена «Кинопанорама», быстро приватизировали, как только мы проявили к ней интерес. С синагогой на Московской площади такая же история – как только мы обратились к властям с просьбой вернуть здание, в нее перевели детский дом творчества, чтобы усложнить процесс возврата».
По его словам, опыт восстановления исторической справедливости всегда позитивный. Например, в синагоге Бродского при СССР был кукольный театр. «Когда синагогу возвращали общине, мы построили новый детский театр кукол. Раньше театру было неуютно, потому что это было чужое помещение. Теперь счастливые дети ходят в хороший новый театр. Когда восстанавливаешь историческую справедливость, хорошо всем. Театр должен быть театром, а синагога – синагогой», — говорит Моше Реувен Асман.

Сегодня в Киеве действуют несколько синагог, об основных из которых мы расскажем.
Галицкая синагога
Год постройки: 1909
Расположение: Евбаз, недалеко от цирка
Современные детали: при синагоге действует большая библиотека еврейской литературы и книг об истории и культуре государства Израиль. Проводятся встречи с известными людьми и концерты.
Галицкая синагога была возведена в 1909-1910 годах по инициативе Галицкой еврейской общины на Галицкой площади. Ранее там располагался Еврейский базар, давший свое сокращенное название — Евбаз — всей территории у современной площади Победы, где сегодня находятся цирк, ТРЦ «Украина», улицы Дмитриевская, Златоустовская, Павловская. Здание в стиле конструктивизма с широкими окнами и просторным балконом вмещает несколько сотен верующих.

В 1920-х Галицкая синагога называлась Бейс Яков — «Дом Якова» на идиш. В 1930-м рядом начали строить завод «Транссигнал», и из синагоги сделали столовую для рабочих. Здание было возвращено религиозной общине только в 2001 году, и после ремонта и реставрации в 2004-м синагога открыла свои двери для верующих.
Синагога Бродского
Год постройки: 1898
Расположение: улица Шота Руставели
Современные детали: при синагоге действует кошерное кафе Байт Йегуда, в здании синагоги открыт кошерный ресторан Mendi's. Есть продуктовый магазин и магазин религиозной атрибутики и книг. Проходят встречи и семинары на тему общей еврейско-украинской истории, встречи для Бней Ноах и другие мероприятия.
24 августа 2018 года, в День независимости Украины, красивому зданию синагоги Бродского исполнится 120 лет. В 1997 году указом президента Леонида Кучмы ее вернули еврейской общине. «Всевышний помог нам отремонтировать синагогу. Когда денег не хватало, я силой воли назначил дату торжественного открытия, выпустил пригласительные, и тем самым сжег мосты к отступлению. Я так делаю всегда – назначаю дату, молюсь и прошу Бога нас поддержать. За годы функционирования синагога Бродского стала одним из крупнейших центров еврейской жизни Киева и Украины. Она и физически находится в центре Киева, города в сердце Европы. И каждый шабат я произношу специальную молитву за мир и благополучие Украины, потому что от нашей молитвы потоки благословлений расходятся по всей стране», — говорит Моше Реувен Асман.

Уникальность синагоги Бродского в том, что до революции жить в этом месте Киева могли только евреи — купцы первой гильдии. Граница оседлости проходила, с одной стороны, вдоль Европейской площади вниз на Подол, с другой — по району центрального автовокзала в сторону ВДНХ. Здесь евреям нельзя было ни жить, ни ночевать. Исключение составляли купцы первой гильдии.
«Синагога должна располагаться близко от дома, чтобы в шабат, когда использовать транспортные средства и деньги запрещено, можно было пешком дойти из дома в синагогу и обратно, — рассказывает помощник раввина Давид Мильман, — и купец Лазарь Бродский получил разрешение на строительство синагоги в этом месте чудом. Мэр Киева собрал у себя богатейших предпринимателей города Киева, среди которых был олигарх Лазарь Бродский, и сказал, что город нуждается в новом рынке. Этим новым рынком стала Бессарабка».
Лазарь Бродский предложил выпустить муниципальные облигации, а на средства, привлеченные от их продажи, построить базар, затем на доходы от работы базара платить боны по облигациям. Это был первый выпуск муниципальных ценных бумаг в мире и один из немногих успешных выпусков муниципальных ценных бумаг в Российской империи. Городской голова оказался благодарным человеком и помог Бродскому реализовать его мечту о постройке синагоги.
«Все обращения Бродского в Синод с просьбой получить разрешение на строительство синагоги не давали результата. Мэр Киева сказал, что нужно брать разрешение не в Синоде на синагогу, а в мэрии — на строительство усадьбы Бродских с молитвенным помещением внутри. Таким образом было получено разрешение на строительство синагоги», — рассказывает Давид Мильман.
Сегодня синагога Бродского ежедневно принимает верующих как с Украины, так и из других стран. Ведь тысячи верующих иудеев со всего мира приезжают в Украину, на места жизни своих предков и на могилы святых — цадиков в иудаизме, похороненных в Бердичеве, Гадяче, Чернобыле, Нежине, Аннаполе, Меджибоже и других местечках Украины. Дорога паломников лежит через Киев, и они приезжают на молитву, а также за информационной и другой подмогой или в синагогу Бродского, или в синагогу на Подоле.
Cинагога Бродского, фотография начала XX века. Фото из государственного фото- и видео-архива имени Пшеничного
Также синагога помогает малоимущим старикам и участникам АТО. «На практике наша задача — помогать людям в это нелегкое время. Мы лечили и лечим раненых на Майдане и в АТО. Мы кормим ежедневно около 200 малоимущих, стариков. В начале АТО мы кормили бесплатно сотни беженцев любых национальностей», — рассказывает Моше Реувен Асман.
Синагога Розенберга
на Подоле
Год постройки: 1895
Расположение: улица Щекавицкая
Современные детали: при синагоге есть кошерный магазин и кошерный ресторан, гостиница, центр изучения иудаизма.
Синагога на Подоле была построена в 1895 году на средства купца Габриэля Розенберга. В то время Киев не входил в черту оседлости, тут было запрещено строить большие молельные дома для евреев. Но на Подоле сложилась еврейская община, евреи занимали частные молельные дома, общинам на Подоле стало тесно, и они обратились к известному филантропу Розенбергу с просьбой помочь с постройкой синагоги.
«Так как синагоги строить было нельзя, то проектная документация была разработана для частного особняка Розенберга. Здание построено в мавританском стиле, который был популярен в XIX веке. Синагога открыто функционировала с 1895-го по 1929 год. В 1929-м синагога была закрыта и стала клубом — сначала для кустарей, а потом для рабочих завода им. Калинина. С 1941 года немцы ее использовали как конюшню», — рассказывает о непростой истории синагоги исполнительный директор Объединения иудейских религиозных организаций Украины Евгений Зискинд.
После освобождения Киева в 1944 году, когда евреи начали возвращаться в город, они обратились в горсовет с просьбой о том, чтобы им передали это здание. В тот же год здание синагоги передали в пользование еврейской общине. «Здание восстановили. Например, аарон кодеш был сделан в 1946-1947 годах. Также знаки зодиака на стенах – это холсты с послевоенной живописью маслом. В 1951-1952 годах на Йом Кипур сюда приходили до 15 тыс. человек, при том, что все еврейское население Киева после войны составляло 170 тыс. человек», — говорит Зискинд.
Исполнительный директор Объединения иудейских религиозных организаций Украины Евгений Зискинд
«В 1991 году в Киев из США приехал молодой раввин Яков Дов Блайх, с чьим приездом начался ренессанс еврейской жизни Киева. Раввин Блайх оказался выдающейся личностью, и община не жалеет, что на многие годы связала себя именно с ним», — говорит Евгений Зискинд.
Яков Дов Блайх
Текст: Маргарита Яковлева
Фото: Олег Переверзев, Маргарита Яковлева, Ольга Консевич
Made on
Tilda