REALIST | Интервью
Хороший Киев: какие шедевры можно снять на смартфон, пока все спят
Камера мобильного телефона, ранний подъем, пытливый ум и открытое сердце – все, что нужно Сергею Ристенко, чтобы удивить 27,5 тыс. своих подписчиков в Instagram. Профессиональный фотограф рассказывает Realist'у о преимуществах мобилографии, особенностях стрит-фото и заработках при помощи смартфона.

С рассветом на берегу Днепра все, как и должно быть в турпоходе: хохот диких уток, елейный птичий хор, тихие ласки ветра, прохладный и вязкий, как кисель, воздух. Но стоит только открыть глаза, и эта пасторальная картинка превращается в утопию. Впереди – Московский мост. Справа – бетонные джунгли столичной Оболони. Похоже, именно здесь и сейчас город фантастическим образом слился с природой. Идиллия нарушится, как только киевляне проснутся, и пойдут на работу.

— Оболонь – моя зона комфорта, — рассказывает Сергей Ристенко. – Рано утром в Киеве своя атмосфера. Уже через час станет больше гула, людей, машин. Мгновение, и – бах! – не будет этого равновесия. Абсолютное спокойствие рассеется, как газообразное облако.
Пока же Сергей передвигается по берегу Днепра без суеты. Как охотник, выискивающий добычу. Вместо копья или ружья в его арсенале Iphone 5S и пленочная «мыльница» Leica. Вот он идет с ними в сторону реки, чтобы поймать уток.

— Улетели, — говорит без особого сожаления. – Это те, с которыми я не могу никак договориться. С голубями все проще.
Через несколько минут Сергею повезет: к берегу приблизится большой белый лебедь, привлекший внимание старушки в спортивном костюме. Она прервет свой утренний моцион, чтобы сделать фото на старую Nokia. Солнце, едва пробивающееся сквозь тучи, будет слепить глаза женщины. Она будет долго щуриться в ожидании удачного кадра.
— Давайте я вам помогу, — скажет фотограф, взяв чужую «мобилку» в руки.

— Хорошего дня и хорошей вам жизни! – поблагодарит она за снимок.

— Навзаєм!
Magic hours
Мой прадед занимался фотографией в Первую мировую, бегал с треногой. Дедушка тоже. Я же вообще-то не собирался быть фотографом. Одно из детских воспоминаний: хотел избушку в лесу, быть лесником, следить за природой, и чтобы никто мне не мешал. В какой-то момент заинтересовался пленочной фотографией. Не думал, что это станет хобби и профессией. Но как-то так звезды сошлись.

Съемки утром – что-то вроде создания сказки о Киеве. Мы привыкли видеть в соцсетях упоминание о столице чаще в негативном ключе: пробки, парковки, реклама, всякое такое. Создать что-то красивое достаточно сложно. Но ранним утром – можно. В это время другой настрой, он позволяет хотя бы частично передать необычную ауру.

Почему я стал снимать утром? Потому что начал кататься на велосипеде.
Почему начал на нем кататься? Потому что купил его (смеется). Времени для него, честно говоря, не было – либо работа, либо семья, дочка. Но раз уж купил велосипед, то пришлось выезжать. Выбрал для себя время до 8:00. Стало понятно, что в это время офигенный свет. Это те magic hours, за которыми постоянно охотятся фотографы.

В первый раз взял сумку с фотоаппаратом, объективами. Оказалось очень неудобно: думаешь, какой объектив надеть, как сделать кадр, и вот момент уже упущен. Плюс еще о велосипеде нужно не забывать. Тему это я быстро прекратил – стал выходить налегке. Теперь беру с собой смартфон и маленькую пленочную камеру. Пленка мне нравится. Пленка всегда со мной. Пленка помогает в решении творческих задач
КМС по фото
Один из любимых жанров – стрит. Но отработать на улице с фотоаппаратом получается не всегда. Людей привлекает камера – сюжет либо сразу исчезает, либо тебе начинают задавать вопросы, либо позировать, либо отворачиваться. Поначалу, когда у меня появился смартфон, мое личное восприятие мобилографии было достаточно скептическим. Где-то год минимально фотографировал – для себя, без творческих целей. Но потом, наконец, понял.
Мобильная фотография – жанр, который ни к чему не обязывает. Когда берешь с собой фотоаппарат, постоянно думаешь: «Раз взял, значит надо что-то отснять». И вот ты бродишь, постоянно что-то высматриваешь. Со смартфоном проще, можно просто прогуляться. Тут мне нравится абсолютное отсутствие обязательств перед фото и процессом. Собственно, благодаря мобильной фотографии я заново открыл для себя стрит.

Снимаю на улицах, снимаю в метро, в трамваях. Лишний раз убеждаюсь, что без смартфона не сделал бы и половины всех кадров, которые покажу этим летом на выставке. Я часто ловил себя на мысли: будь у меня обычная камера в руках, мне нужны были КМС (кандидат в мастера спорта. — R°) по боксу или бегу.
Страхи
Новички, которые хотят заниматься стрит-фото, переживают, что о них подумают прохожие, как отреагируют. Со временем я наработал комплекс упражнений, которые помогают побороть боязнь. Вот самое простое: присядьте в большом потоке людей, у светофора, в подземном переходе, и снимайте. Главное в стрит-фотографии – поймать свет и момент. И ни на что не обращать внимания. Вначале снимайте, а уж потом, в случае чего, бегите.

Многие любят долго говорить о технических моментах – настройках, функциях камеры. Я иного мнения: первым делом ты должен зафиксировать момент. Пока будешь заморачиваться с настройками, все упустишь. Пусть снимок будет нечеткий, зато ты сможешь передать то, что хотел. Технические навыки приходят со временем. Рано или поздно ты будешь снимать качественно, если захочешь. Мобильная фотография – ежедневная тренировка мозга, способ не скатиться к шаблонам и схемам.
На смартфоны сегодня снимает кто угодно. Но если вы хотите заниматься мобильной фотографией всерьез, почитайте про обычную. Не стоит пренебрегать классическими правилами, они едины для всех жанров. Необязательно потом правилами пользоваться, достаточно их знать. Сходите для начала в музей, посмотрите на картины.
Визуальная эпоха
В Instagram много шлака, но хорошего материала, вместе с тем, становится все больше. В наше время огромный интерес к фото. Мы живем в визуальную эпоху: если не сделал фото, доверия к тебе никакого, на слово никто уже не верит. Если нет поста с отдыха, никто не поверит, что ты отдыхал.

Все сейчас держится на картинках. Как бы кощунственно не звучало, когда происходит, к примеру, теракт, люди ждут фото и видео с места события. Даже те, кто пострадал, истекает кровью, начинают фотографировать. Это минута славы.

В Украине достаточно много хороших мобильных фотографов. Были даже попытки создать Ассоциацию мобильной фотографии. У нас есть около 20 человек, за которыми интересно наблюдать, с которыми я дружу. Но на самом деле их гораздо больше. Жанр развивается достаточно динамично. Мне нравится, как мобильное фото помогает локальному туризму. Человек, например, поехал куда-нибудь под Киев, где почти никто не бывал. Сделал фото, показал, рассказал, как там круто. И люди уже туда тянутся.
Монетизация
Раньше к мобильному фото в Украине относились поверхностно. Шеф сказал, что нужна страница в Instagram, значит нужна. А уж что там будет – без разницы. Сейчас по-другому. У меня в Одессе есть друзья, которые фотографируют для различных заведений на смартфоны. Если у тебя хороший контент, если ты творчески подходишь к делу, работа рано или поздно тебя найдет. Пока что существует разное монетное оценивание. Одни считают, что это баловство. Другие воспринимают серьезно.
На мобильное фото стали обращать внимание, например, автомобильные компании. В 2016-м Lexus попросил 10 украинских фотографов поснимать на смартфоны (позже подобные проекты были у Renault и других производителей). Что-то из того, что мы сделали на киевских улицах, даже пошло на наружную рекламу. Какой в этом интерес компаний? Это инновационно, создает инфоповод, привлекает аудиторию: за спиной одного хорошего мобилографа несколько десятков тысяч подписчиков.

Фотографов со смартфонами зовут также для съемок в интересах туристической сферы. Например, людей приглашали Министерство туризма Грузии, посольство Израиля или представители курорта в Буковеле.
Табу
Запретные темы для меня существуют. Люблю «аликов», социальное дно. Но никогда не трогаю людей с заболеваниями, ДЦП, например. Чужих детей тоже стараюсь не снимать. Как отец, я понимаю родителей. Человеческое горе для меня тоже – табу. Как-то раз сфотографировал дедушку на улице. Разговорились с ним (а я всегда стараюсь разговаривать со своими героями). В какой-то момент он начал плакать, говорить, что больше не хочет жить. Рыдающий дед – это круто, офигенный кадр. Но я его не сделал. В тот момент это показалось неуместным.
Блогеры гонятся за лайками и репостами. Но лайки не являются целью того, чем я занимаюсь. Подстраиваясь под общественное мнение, вы можете потерять себя. Если б я был блогером, то, возможно, парился бы по поводу того, почему мои черно-белые фото собирают меньше лайков, чем фотографии на рассвете. И тогда снимал только рассветы. Но мне нравится ч/б, и я буду дальше этим заниматься.
Реальность
Что делает фотография с реальностью? Искажает, дублирует, приукрашает? Все зависит от того, какие цели преследуешь. Утренним фото стараюсь показать все немного красивее. Чтобы люди заметили эту красоту, встали пораньше и пошли на прогулку. Фотография – хороший мотиватор.
Стрит-фото помогает, к примеру, показать проблему, которую мы не замечаем. Была у меня история чуть больше года назад. Одна бабуля меня зацепила. Такая вся, как печеное яблочко. Сфотографировал ее на трамвайной остановке. Позднее встретил на Житнем рынке, где она просила милостыню. Женщина рассказала о своей жизни на Подоле, о том, как пришлось переехать, когда снесли ее дом. Через неделю у нее был день рождения, о чем я сообщил в Facebook.

Предложил: не обязательно давать ей деньги, можно просто поговорить, поздравить. Таким людям часто не хватает банального общения. За несколько часов мой пост собрал несколько тысяч лайков и перепостов. Знаю, что после этого жизнь старушки немного наладилась. Ей даже сиделку наняли. Но теперь я ее опять вижу на Житнем рынке. Зато люди стали с ней чаще разговаривать – и это прекрасно.
Память
При помощи стрит-фото хочется запечатлеть кусочек истории Киева. Через 20 лет буду показывать эти фотографии, как исторические. Мои дети будут смотреть, удивляться: «Боже, люди так одевались?!».
Я очень благодарен киевскому фотографу Александру Ранчукову, у него недавно была презентация книги. Во времена СССР он ходил по улицам со среднеформатной камерой, снимал бытовые сценки, а не все эти памятники, классические виды советского города. Сейчас его фотоальбомы невероятно интересно смотреть, разглядывать детали. Он сделал большой исторический документ. И мне после себя хочется оставить о Киеве что-то подобное.

Автор: Евгений Руденко. Все (за исключением фотографий героя): Сергей Ристенко.
Made on
Tilda