realist | life
Марина Абрамович в Киеве:
что нужно знать о живой легенде перфоманса
В Белграде публика резала ее ножом и била хлыстом, в Нью-Йорке она смотрела в глаза тысячам посетителей и плакала, большинство ее работ становились серьезным испытанием для тела и разума, но 70-летняя «бабушка перфоманса» все еще не думает уходить на покой.

16 июня в PinchukArtCentre откроется выставка «Fragile State» — «Хрупкое состояние». В нее войдут работы самых известных современных художников, в числе которых — Марина Абрамович. Рассказываем, чем она знаменита и почему странное поведение иногда превращается в искусство.
baby
Марина Абрамович родилась в Белграде в 1946 году в семье югославских партизан, которые после окончания Второй мировой войны стали национальными героями и получили правительственные должности. В интервью художница называет свою семью «красными буржуа» и признается, что воспитание ее было армейским, а детство — несчастливым: «Мне не разрешали покидать дом позже 10 часов вечера до 29 лет. Это совершенное безумие, но все мои самоистязания, порезы и опасные для жизни поджигания были сделаны до 10 часов вечера».

Постоянная муштра не помешала юной Марине увлечься искусством в его наименее очевидной форме перфоманса. «Чем хуже у тебя детство, тем лучше твое искусство, убеждена Абрамович. Если ты по-настоящему счастлив, у тебя не получится создать хорошее произведение».
Перфоманс — форма концептуального искусства, в которой главным объектом является не картина или скульптура, а действия художника. К перфомансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и его отношения с аудиторией.
Свой первый перфоманс под названием «Ритм 10» Марина Абрамович провела в 1973 году на фестивале в Эдинбурге. В ее арсенале было 20 ножей, которые она по очереди втыкала между пальцами руки, меняя после каждого пореза. Представление было посвящено ошибкам, которые люди повторяют вопреки здравому смыслу. Именно тогда художница окончательно убедилась, что для глубокого контакта с публикой тела и психической энергии более чем достаточно.

Широкая аудитория не сразу признала творчество Абрамович, но это не стало для нее преградой: «Сначала все сорок лет думают, что ты ненормальная, что тебя лечить надо, а потом ты получаешь признание. Надо потратить очень много времени, чтобы тебя начали воспринимать всерьез», - признается она.
Самые знаменитые перфомансы Марины Абрамович
Ритм 0, 1974
Проект «Ритм 0» сделал Марину Абрамович мировой знаменитостью и получил статус одного из самых значимых перфомансов в истории искусства. Неподвижно сидевшая на табуретке Абрамович предложила публике в течение 6 часов делать с ней что угодно, используя один из 72-х разложенных на столе предметов. Среди них были цветы, перо, парфюм, мед, хлеб, виноград, вино, ножницы, скальпель, гвозди, металлический брусок и пистолет с одной пулей. Целью перфоманса было проверить границы взаимоотношений между художником и аудиторией, но реальность превзошла самые смелые ожидания художницы.

Сначала люди вели себя осторожно и скромно, но со временем стали действовать более агрессивно. Как написала Абрамович позже: «...если вы дадите аудитории возможность, она может вас убить».

К концу перфоманса с Абрамович сорвали одежу, избили ее плетью, нанесли несколько порезов, а один человек даже нацелил пистолет ей в голову. Когда все закончилось, художница хотела выйти к аудитории, но люди ушли, опасаясь ответственности за содеянное.
Любовники, 1988
Уехав из Белграда, Абрамович осела в Амстердаме, где познакомилась с мастером перфоманса Улаем (Уве Лайсипеном). Пару ожидало более 10 лет напряженных отношений и продуктивного творчества, но в 1988 году они решили расстаться.

Каждый из них начинал свое шествие с противоположных концов Великой китайской стены: Улай — из пустыни Гоби, Абрамович — от Желтого моря. Они прошли по 2500 км, встретились посередине, обнялись и попрощались навсегда. По мнению художников, эта прогулка стала наиболее подходящим окончанием отношений, полных мистицизма и притяжения.
Балканское барокко, 1997
«Балканское барокко» - перфоманс, за который Абрамович получила премию «Золотой лев» на Венецианском биеннале в 1997 году. Он посвящен жертвам Югославской войны, разделившей бывшую социалистическую республику на шесть независимых стран.

Перфоманс продлился 4 дня. Абрамович сидела посреди кучи из 1500 окровавленных говяжьих костей и мыла их щеткой. Художница пела народные песни, рассказывала о Белграде и плакала, ее белое платье с каждым часом становилось все более грязным, а на стенах комнаты отображались видеопроекции, передающие темы насилия и травмы.
В присутсвии художника, 2010
В 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства состоялась первая ретроспективная выставка Марины Абрамович, в рамках которой прошел ее знаменитый перфоманс «В присутствии художника». В течение 736 часов она сидела за столом и смотрела в глаза каждому желающему посетителю экспозиции. Таковых нашлось, ни много ни мало, 1500 человек. Одним из них оказался Улай, из-за которого Абрамович потеряла контроль над эмоциями и расплакалась.
Перфоманс «Генератор» в Киеве
Пока неизвестно, приедет ли Абрамович в Киев лично, но для ее грядущего перфоманса «Генератор» PinchukArtCentre уже набрал физически выносливых добровольцев — фасилитаторов, которые будут взаимодействовать с аудиторией в течение длительного времени.

Впервые «Генератор» был представлен в 2014 году в Галерее Шона Келли (Нью-Йорк). Пространство галереи Абрамович превратила в комнату сенсорной депривации. Постетители оставляли свои мобильные телефоны, часы и сумки в шкафчиках перед входом в галерею. При содействии фасилитаторов они надевали шумоподавляющие наушники и завязывали глаза, после чего попадали в «полную пустоту», подталкивающую их к самопознанию. Здесь они не сталкивались ни с чем, коме самих себя и ощущения энергии в комнате.

«Генератор» — перфоманс без каких-либо предметов, реквизитов или сценариев, связывающих Абрамович со зрителями. Вместо этого публике предложили вступить в «энергетические отношения» друг с другом.
Автор: Марина Нижник
Made on
Tilda