REALIST | LIFE
Кто обслуживает театр:
от кассира супермаркета до костюмера министра
Вы еще помните свой последний визит в театр? Как давно это было? Некоторые из нас честно признались, что даже не припомнят, в каком театре были в последний раз. И чтобы искупить свою вину, мы отправились в это святое место на очередной спектакль. И заодно поговорили с теми, кто обеспечивает работу театра, оставаясь все время «в тени», за кулисами его жизни.

Если вы уверены, что театр начинается с вешалки, то мы хотим вас переубедить. Для зрителей он начинается с билетера, а для труппы – с проходной, где все знакомятся с расписанием на новый день. Один театр – разные представления о нем.

Realist узнавал, за что любит свою работу обслуживающий персонал театра, почему стоит опасаться актеров и для какой деятельности нужна хорошая память – истории трех прекрасных женщин Национального академического драматического театра им. Ивана Франко во Всемирный день театра.
В театр я попала совершенно случайно, еще в 1996 году. Тогда в 90-е начался развал в промышленности, и пришлось уйти с завода, где я работала ранее. В центре занятости мне предложили только работу гардеробщицей в театре. Деваться было некуда, и я согласилась. Честно, я очень рада, что так произошло.

Вообще у нас сезонная работа – работаем с октября и до конца апреля. Затем у нас возможен длительный отпуск. Такие у нас правила. Меня они устраивают, ведь лето я могу полностью посвятить даче.

Рабочий день у нас начинается где-то с пяти вечера, мы приходим к началу спектакля. Некоторые постановки длятся до 22:30, и мы должны ждать безусловно. А затем еще нужно успеть на метро. Хорошо, что оно неподалеку от театра. Но вот мой муж не рад такому рабочему графику. Жалуется, что мало видит меня дома. А я шучу: мол, его, наоборот, должно все устраивать: пришел с работы, ужин уже готов, в квартире убрано и жены нет, никто не мешает (смеется).


Галина Цымбаленко
гардеробщица
Галина Цымбаленко
"
Несмотря на такой график, мне нравится работать в театре. Многие друзья даже завидуют, что я лично знакома с известными украинскими актерами. Поэтому некоторые просят помочь устроиться сюда. Вообще весь наш актерский состав очень воспитанный. С обслуживающим персоналом они общаются на равных. А мы, подменяя друг друга на рабочем месте, по очереди ходим смотреть спектакли с их участием.
Со зрителями нам также повезло, относятся к нам с уважением. И мы понимаем, что от нашего настроения зависит и настроение зрителей. Поэтому мы всегда должны быть на позитиве и улыбаться. А еще у нас так повелось, что у каждого гардеробщика есть свои постоянные гости. Эти зрители всегда идут раздеваться к одному и тому же человеку. И мы ценим такое отношение.
До начала работы реквизитором, я не имела никакого представления об этой профессии. Мой муж устроился работать в театр, а я вслед за ним. Поначалу было нелегко, особенно без опыта. Но уже через год-полтора освоилась, и меня допустили готовить реквизиты для спектаклей.

Когда начинается репетиционный период, к нам приходит художник со списком необходимых реквизитов для постановки. Подбором занимается наш начальник, что-то уже есть у нас, что-то докупаем. Реквизитов в каждом спектакле очень много, но зритель об этом не задумывается. Это и пробка от бутылки, еда, шторы, очки, карандаш и т. д. У нас даже есть тетради, где мы ведем учет использованных предметов. Моей уже около 23 лет.

Маргарита Воротынцева
реквизитор
Маргарита Воротынцева
"
Но это не вся наша работа. Во время самого спектакля реквизиторы, при необходимости, должны заменять ненужные предметы, что-то добавлять. Это дает нам возможность даже попасть на сцену. Но зритель нас не заметит, как правило, мы выходим, когда гаснет свет, в темной одежде. А так мы все время должны быть за кулисами, помогать актерам. Самое сложное – это запомнить все реквизиты, которые использует актер на сцене. Иногда их может насчитываться более 15 предметов.
Работаем мы до конца июля. А потом все вместе уходим в отпуск. И возвращаемся уже в конце августа – в начале сентября. Кроме того, часто ездим на гастроли с актерами. И это хорошая возможность путешествовать по Украине, знакомиться со зрителями в других регионах страны.

Я очень люблю свою работу, особенно историю предметов. У нас есть реквизит, который переходит из спектакля в спектакль. И мы часто вспоминаем, какие известные актеры с ним играли. Это наша театральная история.

О театре я мечтала всегда. Даже собиралась стать актрисой, но не сложилось. Поэтому хотелось заниматься чем угодно, но главное – в театре. Однажды моя мечта сбылась. Когда-то я работала кассиром в одном из супермаркетов Киева. И у нас часто закупалась Лариса Ступка, жена Богдана Ступки. Я переборола стеснение и подошла к ней познакомиться, рассказала о своей мечте. Так я попала на собеседование к Богдану Ступке, который на то время возглавлял наш театр. Сначала я пришла устраиваться на вакансию гардеробщицы. Но узнала, что театр набирает костюмеров, и предложила свою кандидатуру. Как видите, работу я получила.

Первое время я была в шоке от огромного количества костюмов. Мало того, я должна была запомнить, кто и что одевает в каждом спектакле. Здесь нужна только практика, со временем уже делаешь все на автомате.

Вообще у нас есть женские и мужские костюмеры. Я работаю только с мужчинами. Все костюмы для актеров подбирает художник по костюмам, если спектакль ставится впервые. Затем рассказывает нам, и мы ищем в костюмерных все необходимое. Если спектакль уже ранее был, то мы уже знаем, что нужно выдать из одежды актерам. Стиркой вещей тоже мы занимаемся. Собираем все, отдаем прачке, а потом приходится еще и гладить.


Алена Лунякина
костюмер
Алена Скрижевская
"
Во время самого спектакля мы должны быть все время за кулисами, помогать актеру переодеваться, следить, куда он бросил пальто, шляпу. В моменты переодевания они очень нервничают. Женя Нищук (нынешний министр культуры. – Ro), например, всегда боится, что может не успеть сменить одежду, поэтому сильно ругается. Это волнение и мне передается. Хотя я понимаю, что все под контролем.

За время работы в театре я научилась находить подход к каждому из них, что непросто. Есть актеры, которые всегда ведут себя спокойно, никогда не нахамят. А есть такие, которые и в лицо могут что-то бросить, накричать, обозвать. Конечно, потом они подходят и извиняются. Но от таких рабочих моментов никуда не деться.

Несмотря на это, между обслуживающим персоналом и актерами часто завязывается дружба, и даже любовь.

Единственный минус в нашей работе – это необходимость работать в праздничные дни. Вы не поверите, но впервые за девять лет театр на Пасху отдыхает. Кроме того, в день спектакля нам приходится находиться в театре до 23:00, а то и до полуночи. На метро не все успевают, приходится вызывать такси. А с невысокой зарплатой особо не покатаешься. Но главное – сделать качественно свою работу.

Беседовала Марина Франко
Made on
Tilda