Проводя политику государственного антисемитизма, Кремль одновременно тотально контролирует жизнь еврейских общин России. Об этом пишет Дмитрий Левусь, эксперт Аналитического центра "Объединенная Украина", в своей статье для The Gaze. С текстом статьи можно ознакомиться ниже.
Еврейский погром в Дагестане, когда многочисленные погромщики-мусульмане, представители народов Кавказа, захватили международный аэропорт Махачкалы, продемонстрировал не столько настроения российских мусульман, сколько тот факт, что политика государственного антисемитизма Российской Федерации, унаследованная от СССР и Российской империи остается живой. Более того, московский диктатор Владимир Путин и его окружение из бывших офицеров КГБ считает "контролируемый антисемитизм" эффективным инструментом для дирижирования общественными настроениями и для перенаправления недовольства обнищавшего населения. Но с уверенностью можно сказать, что Кремль ошибается, когда думает, что это может продолжаться вечно, а инструмент вдруг не станет неуправляемым.
Государственная политика ограничения прав евреев в Российской империи имеет свой символ - полосу оседлости. Евреи не имели права проживать вне ее. Полосу оседлости сформировало правительство императрицы Екатерины II в конце 18-го века после присоединения к империи украинских, белорусских, латвийских и литовских земель в результате Второго и Третьего разделов Речи Посполитой. Там были многочисленные еврейские общины. К полосе российское правительство присоединило завоеванное от Османской империи Северное Причерноморье и практически все украинские земли.
Причиной создания такого ограничения в местах проживания, кроме очевидного негативного отношения российских чиновников к иудейскому вероисповеданию и общей несвободы в Российской империи, которая затрудняла передвижение практически всех слоев населения, было и опасение в создании конкуренции российскому купечеству.
Были проценты на проживание в городах даже в самой полосе оседлости. Но разрешения на проживание вне ее отдельным категориям евреев, как то крупным купцам, определенным ремесленникам, врачам и лицам с высшим образованием появились через несколько десятков лет и также были приняты вынужденно, учитывая необходимость оживления экономического развития части империи с собственно русским населением.
Ужасной практикой политики Российской империи в отношении еврейского населения в девятнадцатом веке был рекрутский набор в имперскую армию. Кроме того, что на еврейские общины накладывался больший процент рекрутов чем на христиан, широко применялась практика рекрутирования еврейских детей в так называемые кантонисты. Определенным образом это можно сравнить с "налогом кровью" в Османской империи, когда забирали детей у христианского населения для комплектования войска янычар.
В кантонисты еврейских детей набирали с 12 лет. В реальности этот возраст мог быть меньше. Срок пребывания в кантонистах до совершеннолетия не засчитывался в срок службы. Часть еврейских кантонистов училась ремеслам. Среди кантонистов-евреев, вырванных из семьи был высокий уровень смертности. На них постоянно осуществлялось давление с требованием перехода в православие. Хотя, следует отметить, что некоторые из них смогли сохранить иудейское исповедание и даже создать общины в отдаленных частях империи, где они служили.
Известны также российские офицерские династии, основатели которых происходили из крещеных и ассимилированных еврейских кантонистов. Набор кантонистов закончился после Восточной (Крымской) войны 1856 года. Полоса оседлости была окончательно отменена только после Февральской революции 1917. Естественно, что этот комплекс ограничений приводил к недовольству еврейского населения. Оно выливалось либо в эмиграцию из Российской империи (с определенного времени), либо в участие в революционных и террористических движениях, как общероссийских, так и чисто еврейских вроде Бунда. В основном, левацкой идеологии. Имперская власть реагировала единственно возможным для нее способом - подавлениями и репрессиями. Но не только.
Погром - инструмент империи
Отсутствие свободы в Российской империи, жесткая бюрократия, зарегулированность всех сфер жизни, национальное давление приводили к тому, что жить в ней было неудобно всем. Было постоянное недовольство материальным положением широких кругов разных национальностей. Решить проблемы было сложно, поэтому российская властная вертикаль хорошо овладела наукой тушения пожара встречным пожаром.
Евреи, учитывая имеющиеся в отношении них предубеждения у христианского населения, были очень заманчивой и удобной мишенью для перенаправления недовольства. Еврейские погромы в губерниях полосы оседлости Российской империи провоцировались "патриотическими газетами", которые говорили о причастности евреев к действиям, направленным против власти (как, например, убийства императора Александра I в 1881 году) или к ухудшению экономического положения.
В условиях жесткой цензуры, действовавшей в тогдашней России, очевидно, что подобные публикации становились возможными с молчаливого одобрения цензоров и власти. Расследование и реакция на погромы, даже если сначала речь шла о беспристрастном расследовании, неотвратимо сводилась к объявлению еврейской вины.
Позже, с начала двадцатого века оформилось так называемое движение "Черной сотни" (разнообразные русские националистические организации вроде "Союз Михаила Архангела", "Союз русского народа") проправительственного характера, которое предусматривало, среди прочего, и борьбу с "засильем евреев". "Черная сотня" принимала активное участие в погромах. Но показательно другое. Тогда, в начале двадцатого века ни для кого не было тайной, что погромы становятся возможными при активном содействии властей и полиции на местах, которая самоустранялась от предупреждения погромов или подавления беспорядков, или даже активно действовала против отрядов еврейской самообороны.
Есть еще одно измерение этой истории. Обвинение именно украинцев как эксклюзивных погромщиков на территории Украины в этих условиях не является полностью справедливым. Украинцы были орудием в руках российской власти. Более того, украинцы так же были объектом ассимиляции со стороны Российской империи и превращения в "настоящих русских", именно на это направлялась деятельность "Черной сотни" в Украине. Украинцы были объектом давления со стороны империи и, их же слепое недовольство направлялось в направлении, выгодном власти. Ответственность за погромы того времени именно на власти империи.
Равенство без равенства
Власть большевиков, которая окончательно укрепилась на большей части Российской империи после ряда войн с новыми государствами и собственно российскими противниками большевизма, создала иллюзию "равенства народов". Евреи вышли из гетто, вошли во власть. В 1934 году Сталин создал Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке, симулякр еврейского государства, в которое ехали евреи-сторонники коммунизма даже из других стран.
Но после Второй мировой войны стало очевидно, что выверенная еще во времена царизма политика государственного антисемитизма никуда не делась и остается на вооружении России, теперь уже красной. Это был комплекс действий. Политическое убийство, актера и председателя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса. Затем дело Еврейского антифашистского комитета. Эта организация была создана СССР во время войны с нацистской Германией в 1942 для формирования положительного имиджа страны, которая борется со злом нацизма и для аккумуляции помощи.
Однако после окончания войны само существование организации, имеющей устойчивые связи с миром, в тоталитарной стране, которая отгораживалась от свободных стран вызвала гнев и беспокойство коммунистической верхушки. Организация была ликвидирована как "националистическая", что означало высшую степень враждебности, а ее члены репрессированы (расстреляны 13 человек). Далее, по делу ЕАК, в течение четырех лет усиливалась волна репрессий, в результате которой были ликвидированы другие еврейские учреждения, театры, газета и издательство, последние школы на языке идиш.
Расстрелянных и осужденных деятелей еврейской культуры, руководителей еврейской автономии и активистов были сотни. Неофициально происходила "отмена" еврейской культуры и идентичности в пределах СССР. Далее было дело врачей 1953 года. По отработанному штампу времен Российской империи "евреи-врачи в сговоре готовили покушение на товарища Сталина". То есть происходило срежиссированное направление гнева населения СССР на евреев. Евреев увольняли с работы. Вероятно шла подготовка к депортации. Смерть Сталина остановила этот процесс. Но следует отметить, что политика государственного антисемитизма хоть и не набирала потом подобных оборотов, всегда оставалась на вооружении руководства СССР.
Скрытые ограничения на профессию. Отказ от восстановления еврейской культуры, которая получила удар от нацистского геноцида и послевоенных репрессивных кампаний. Содействие ассимиляции. Противодействие Израилю и сионизму, из-за чего любая активность в плане сохранения еврейской идентичности подвергалась пристальному вниманию со стороны КГБ. Даже невозможность подчеркнуть, что противник СССР во Второй мировой войне нацистская Германия совершала геноцид евреев на оккупированных территориях. Эти жертвы были обезличены.
Кнут антисемитизма Путина
"Вечный" президент РФ Владимир Путин, будучи выходцем из системы КГБ имеет практически полный набор штампов мышления среднего офицера этой структуры. Поэтому отношение к "еврейскому вопросу" у него подобно тому, которое было у кдб-ников 80-х годов. Государственный антисемитизм часть его мировоззрения. Хотя, в окружении Путина всегда был ряд приближенных к нему лиц еврейского происхождения вроде олигархов братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов или ныне уже уничтоженного оператора частной военной компании "Вагнер" Евгения Пригожина, который в историю вообще вошел как "повар Путина".
Путинской Россией построена система выгодных отношений с Израилем. Насколько можно судить, премьер-министр этой страны Биньямин Нетаньяху в постоянном контакте с хозяином Кремля. Но все это не может быть аргументом относительно якобы отсутствия антисемитских убеждений у Путина и в российском истеблишменте. Идеология "русского мира" предполагает полную лояльность к российскому прошлому в официальном толковании и восприятие себя русским в первую очередь. Без этого не будет успеха.
Формальная задекларированная этничность нужна российской пропаганде лишь для громких криков о дружбе народов и об успехе РФ как многонационального государства. Если национальные идентичности в условиях современной России приобретают реальное содержание, то они воспринимаются уже как фронда по отношению к Кремлю. Абсолютное большинство носителей еврейских фамилий из окружения Путина являются именно такими чисто формальными евреями или вообще приняли идентичность "русского мира".
Они достаточно спокойно воспринимают антисемитские настроения и политику Кремля. Ситуация определенным образом похожа на ситуацию во времена царской власти. Тогда тоже были влиятельные евреи-миллионеры, имевшие доступ к царям. Но в те времена, они однозначно отождествляли себя с еврейским народом и имели способность выступать с реальными попытками изменить ситуацию. Сейчас все свелось к формализму.
В отношении же Израиля Путин вынужденно сдерживается и не рискует проявляться как антисемит. Исключительно из-за возможности потерять выгоды от отношений с этой страной, потерять популярность среди части израильтян - выходцев из СССР. Кроме того, Израиль государство, доказавшее успешность и проявление откровенного антисемитизма опасно ответными действиями. Но "природа берет свое". Особенно в кризисных условиях, какой является война против Украины.
Еще в начале полномасштабного российского вторжения Президент Украины Владимир Зеленский отказался вести переговоры с РФ об абсурдной "денацификации Украины" и обратил внимание мира на то, что он имеет еврейское происхождение. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью тогда же, в конце апреля прошлого года, был настолько раздражен, что сравнил Зеленского с немецким диктатором Адольфом Гитлером и отметил, что "у Гитлера тоже была еврейская кровь, а самые ярые антисемиты, как правило, евреи".
Тогда возник дипломатический скандал РФ с Израилем. Уже осенью этого года Путин назвал Зеленского "назначенным Западом президентом-евреем для прикрытия нацистского характера Украины". И таких примеров, свидетельствующих о реальном отношении руководителей России к евреям много. Но ситуация гораздо хуже. После нападения ХАМАС на Израиль 7 октября стало очевидно, что антисемитизм является государственной политикой РФ и активно используется ее спецслужбами.
Российский писатель-националист Владимир Крупин, реагируя на события в Израиле, написал, что в 30-е годы евреи якобы захватили и колонизировали землю на Дальнем Востоке и истребили местное население для создания Еврейской автономной области. Заявление было абсурдным с точки зрения истории, и точно вне закона, поскольку вызывало ненависть к отдельной нации, но на него не было никакой официальной реакции от властей. Был ряд других подобных заявлений. Власти молчаливо их терпели.
На российском Северном Кавказе, регионе по большей части мусульманском, события развивались по другому. В столице Карачаево-Черкесии, Черкесске прошел достаточно шумный митинг с плакатами против возможного приезда беглых евреев из Израиля и в поддержку мусульман Палестины. Чиновники и силовики воспринимали его положительно-нейтрально. В Нальчике, столице Кабардино-Балкарии тоже были митинги, а закончилось сожжением еврейского Центра, который развивается несколько лет. Многонациональный Дагестан лихорадило несколько дней. Учитывая наличие международного аэропорта в Махачкале, слухи о возможном прибытии беглых израильтян для крайне некритически настроенных и необразованных людей смахивали на правдоподобные.
"Активисты" обыскивали в поисках израильских евреев гостиницы. Через несколько дней огромная толпа захватила аэропорт Махачкалы и устроила погром в поисках евреев из Израиля. Все это не могло произойти если бы не было содействия властей. Северный Кавказ является регионом с жестким полицейским режимом. Там невозможно проведение мероприятий протеста без жесткой реакции полиции и спецслужб. Именно так произошло прошлой осенью во время протестов против мобилизации в Дагестане. Сейчас силовики устранились. И это все в регионе, где регулярно вводится локальный режим контртеррористической операции.
Показательна и реакция власти, которая говорит о том, что протестующие "были на грани нарушения закона", некоторые из них получили административный арест на несколько суток. И это тогда, когда объявлено об ущербе в 300 млн российских рублей. Когда за антивоенный плакат могут дать реальный тюремный срок. Ожидаемо в информпространстве появляются командиры подразделений российской армии дагестанского происхождения с фронта в Украине, которые призывают участников протестов не нарушать Закон, а ехать воевать к ним.
То есть очевидно, что протест состоялся благодаря бездействию полиции и спецслужб. Учитывая то, что Северный Кавказ имеет множество проблем, а именно высокий уровень безработицы, отсутствие возможности обучения на родных языках, недоверие Москвы к некоторым исламским течениям, распространенным в регионе, на фоне высокого уровня рождаемости это все приводит к социальному напряжению и недовольству. Очевидно, что таким образом Москва канализировала перспективный протест. Подобно тому как это делалось в Российской империи, властью был указан враг - "евреи сионисты из Израиля" и демонстративно разрешено атаковать его.
Дополнительно получены компрометирующие материалы на наиболее активных участников протестов. Некоторые из них вынуждены были пополнить ряды российских войск в Украине чтобы выслужить "прощение от власти". Но здесь и просчет российских властей. Антисемитизм никогда не был распространен на Кавказе. Спровоцировав эти протесты, российские власти включили своих мусульман в общемировой исламский контекст и дали возможность почувствовать силу.
Это - ошибка, которая, возможно, приведет к ослаблению позиций Москвы. Дальнейшие действия российских властей тоже продемонстрировали интересную вещь. Уровень контроля власти над жизнью евреев и мусульман, формальность и имитационный характер еврейской жизни на территории РФ. В Волгограде по инициативе местного управления внутренних дел, для демонстрации "дружбы народов" и того факта, что после Махачкалинского погрома у евреев и дагестанцев нет никаких претензий друг к другу, состоялась встреча еврейских, иудейских, дагестанских и мусульманских организаций этой области. Для подтверждения дружбы было принято решение провести совместно субботник - спилить сухие деревья и убрать сквер возле синагоги Волгограда.
И тут дело даже не в том, что субботник в российской культуре является наследием коммунистического времени, как день бесплатного формально добровольного труда в нерабочее время. А в том, что никто из представителей еврейских и иудейских организаций не заметил абсурда, не упомянул о святости субботы для иудеев и невозможности работы в этот день...
***
Проводя политику государственного антисемитизма, Кремль одновременно тотально контролирует жизнь еврейских общин России. В упомянутой выше Еврейской автономной области, евреев уже давно осталось меньше одного процента. В РФ происходит укрупнение регионов, сокращен Коми-Пермяцкий автономный округ, где коми было около половины. Сокращен Корякский округ на Камчатке, где народы Севера составляли четверть. Но памятником "сталинской национальной политике" стоит Еврейская АО на Дальнем Востоке, символизируя "отсутствие" антисемитизма в России.
Источник: Аналитический центр "Объединенная Украина"
Оригинал материала: " The Gaze "