Приспущенные флаги театра Лисео в Барселоне, сотни людей, оставляющих свои записи в книге соболезнований, белые розы, признания и овации — все в память о гениальной соотечественнице Монсеррат Кабалье. Она скончалась 6 октября на 86-м году жизни и спустя два дня была похоронена в Барселоне, на кладбище Сан-Андреу, рядом со своими родителями. Проститься с ней пришли премьер-министр Испании Педро Санчес, королева-консорт Испании София, мэр Барселоны Ада Колау, певцы Хосе Каррерас и Аль Бано. Известно, что Монсеррат уже несколько недель находилась в больнице. Realist чтит память великой певицы современности и предлагает вспомнить ее путь к славе и вклад не только в оперное, но и искусство в целом.
Королевский дом Испании выразил соболезнования семье и поклонникам дивы менее чем через час после ее смерти. Это была великая леди оперы, легенда, способная открывать новые пространства творчества… личность и уникальный голос Кабалье всегда будут сопровождать нас", — говорится в сообщении о «большой потере».
Коллега Монсеррат, тенор Хосе Каррерас, назвал ее «жизненно важной и чувствительной» женщиной. «Из всех сопрано, которые я слышал в театре, никто не поет, как Кабалье», — сказал он в заявлениях Радио Каталонии, услышав новость. По его мнению, со смертью певицы исчезло крупнейшее наследие Каталонии в области лиризма.
К соболезнованиям присоединился и Королевский оперный театр Лондона: «Каждый в Королевской опере опечален после того, как узнал о смерти Монсеррат Кабалье в 85 лет, — говорится в официальном сообщении на Twitter. — Ее чувственный испанский сопрано пел с нами несколько раз в период между 1972-м и 1992 годом. Она вдохновляла миллионы на протяжении всей карьеры своим ослепительным голосом».
Голос, останавливающий дыхание
Голос Монсеррат Кабалье действительно был уникальным. На протяжении почти полувека критики пытались найти подходящие слова, называя его «прозрачным», «мерцающим», «бархатистым», «сладострастным», «восхитительным» и «неземным». Ее сопрано, в сочетании с непревзойденной техникой бельканто, миллиарды зрителей услышали в олимпийском гимне в Барселоне, исполненном в дуэте с Фредди Меркьюри, хотя к тому времени Кабалье уже именовали королевой оперы.
Родившись в бедной семье промышленного химика в 1933 году, Монсеррат не могла рассчитывать на хорошее образование. Но благодаря усилиям матери, которая была ее первым тренером, в 11 лет Мария Монсеррат Кабалье и Фольч получила стипендию на обучение в Высшей консерватории Гран-театра дель Лисео.
Она училась у настоящих звезд бельканто того времени: Евгении Кемени, Кончиты Бадиа и Наполеоне Анновацци. На финальном экзамене в 1954 году пела так волнительно и страстно, что чуть не потеряла сознание.
Дебют Кабалье в гран-театре Лисео состоялся 7 января 1962 года. А через три года, согласившись заменить заболевшую приму Мерилин Хорн и исполнить партию Лукреции Борджиа Доницетти в Карнеги-холле, Монсеррат проснулась знаменитой.
«Обсудив вопрос с импресарио, который попросил меня это сделать, я сказала, что не готова. Заменить (как дублер) — да, но выступать (как прима) — нет, — рассказывала Кабалье в последнем интервью испанскому телеканалу RTVE. В ответ на это организатор заявил, что выходить как прима ей необязательно, так как партия будет концертной. После разговора певица решилась выйти на сцену без репетиций и у нее все получилось. Это произошло 19 апреля 1965 года.
Триумф Кабалье был столь велик, что публика устроила певице 20-минутную овацию. На следующий день New York Times вышла с заголовком «Каллас + Тебальди = Кабалье».
|
«Мисс Кабалье достаточно было спеть первый романс… и стало ясно, что она не только обладает чистым и прекрасным голосом, но и превосходно владеет вокальным мастерством… Она может парить на pianissimo в высочайшем регистре, полностью контролируя каждую ноту, а при наивысшей громкости голос не теряет ясности и точности контура…»
|
|
Herald Tribune также писала:
|
«Никакая предварительная реклама не могла бы предвосхитить исключительности впечатления, которое эта статная женщина, будто сошедшая с полотен Гойи, произвела на аудиторию, уже избалованную такими звездами, как Каллас и Сазерленд. Когда Кабалье спела свою первую арию… что-то изменилось в атмосфере. На секунду показалось, что люди перестали дышать…»
|
|
La Superbа или Превосходная — всегда на грани возможностей
На протяжении 50 лет своей карьеры Кабалье спела дуэтом со многими исполнителями, но признавала, что особые отношения ее связывали с тремя из них: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом.
«Когда я спела Манон Леско с Доминго, который был замечателен, он сказал, что открыл во мне новый мир, и со мной случилось то же самое! С Хосе Каррерасом у меня также были особые отношения, мы были в восторге, слушая друг друга. И Паваротти, он был для меня как отец», — вспоминала певица.
«La Superba» или «Превосходная» — называли ее поклонники. А концерты Монсеррат неизменно прерывались бурными овациями и криками «Браво!». Однажды в зале Avery Fisher Hall в Нью-Йорке в 1983 году между неистовствующими фанатами и поклонниками, требующими тишины, разразилась настоящая драка.
Тем не менее, с самого начала карьеры Кабалье не пренебрегала ролями и в маленьких театрах. Ей были интересны дирижеры и постановщики, она охотно бралась за самые сложные партии — от Доницетти и Пуччини до Вагнера, исполняя практически на грани возможностей своего голоса. Севилья, Барселона, Базель, Бремен, Ла Скала в Милане, лондонский Ковент Гарден, Венская опера или Метрополитен опера в Нью-Йорке — она не делила сцены на большие и маленькие. Дива всегда говорила, что будет петь там, где готовы ее слушать.
В 1987 году мэр Барселоны предложил Кабалье представить песню для Олимпийских игр 1992 года. Возможно, Монсеррат долго искала бы себе композитора, но брат певицы Карлос посоветовал обратиться к Фредди Меркьюри — большому поклоннику ее таланта. Так, в соавторстве родился хит «Барселона», а позже — и целый альбом. Он был последним при жизни Меркьюри.
Вне сцены, всегда очаровательная и самонадеянная, она старалась наслаждаться жизнью в полной мере, несмотря на множество перипетий, несчастных случаев и болезней, преследовавших ее. На ферме мужа ее часто можно было увидеть в джинсах и ковбойской шляпе, лихо управляющей внедорожником. А в 2015 году ей даже было вынесено условное наказание в виде лишения свободы сроком на шесть месяцев за уклонение от уплаты налогов.
Певица утверждала, что практически всем, чего достигла, обязана поддержке семьи, железной дисциплине и неослабевающему чувству юмора.