Белые ходоки, арктические зомби из «Игры престолов» — самые известные ныне монстры нового жанра. Имя ему — арктический хоррор, пишет журнал The Economist 1843.
Они появляются бесшумно, они неуязвимы для обычного оружия и обращают в свое воинство всех жертв. «Зима пришла», — возвещают авторы сериала «Игра престолов». Стена, разделяющая мир дикарей и цивилизацию, преодолена. Белые ходоки настолько страшны именно потому, что символизируют силы, неподвластные человеческому контролю. А перспектива полярной зимы для человечества вполне реальна.
В принципе, белые ходоки — это вариация на тему Франкенштейна и бесконтрольного монстра, созданного писательницей Мери Шелли. Но есть в них также черты древнего эпоса северных народов — так выглядели первые жители космоса. О похожих персонажах повествует и скандинавский нуар, например, романы «Темная материя», «День темен», «Я тебя помню» и «Холодная Земля».
Корни жанра стоит искать в растущей популярности арктического туризма. Крайний Север становится все более доступным, а оттого — еще более интересным. Арктический хоррор позволяет наполнить тайной полярную ночь, населить ее персонажами, страхами и метафорами. Современные экспансионистские технологии пробуждают естественные и сверхъестественные силы, которые противятся приходу цивилизации в крайние широты.
Кроме того, сам автор «Песни льда и пламени» творил в период 1960-х, когда метафора ядерной зимы как глобального катаклизма была одной из самых актуальных. Сейчас она вновь выходит на передний план в момент противостояния Запада и КНДР — драконы Дейенерис уже летят на Вестерос. Впрочем, согласно «Игре престолов» у семи королевств все еще есть возможность объединиться и вернуть белых ходоков в их арктические чертоги.