Как скромность и застенчивость помогают в искусстве
Мир

Как скромность и застенчивость помогают в искусстве

15 мая 2017 | 18:00

Фотограф Алек Сот в этом году — в жюри наград Magnum. Он рассказал, как моменты неуклюжего безмолвия позволили сделать его замечательные портреты, пишет британское издание BBC.

«Я был таким застенчивым парнем. Любой, кто меня знал, когда я был маленьким, не может поверить, что портреты — это то, чем я теперь занимаюсь», — смеется фотограф.

Он говорит, что когда он начал делать портреты после колледжа, «это работало почти как своего рода терапия: иногда было неловко, но это был способ научиться обращаться с другими людьми и противостоять страху».

Сдержанность оправдалась. В течение пяти лет Сот совершал частые поездки по Миссисипи, которые проходили через его родной город в штате Миннесота. Он снимал пейзажи и портреты, которые затем создали основу сборника, сравнимого с исторической серией 1958 года «Американцы» Роберта Франка.

После того, как серия Сота «Сон по Миссисипи» была самоиздана в виде книги, фотограф был включен в Биеннале Уитни в 2004 году. Позднее он присоединился к Magnum Photos.

Его фотографии из Миссисипи заполнены мечтателями. Один из них по имени Чарльз одновременно обезоруживает и интригует — почему самолеты? почему он стоит на крыше? — необычный момент, захваченный частично из-за застенчивости Сота. Позволяя неловкому молчанию случиться, он расширяет это безмолвие через кадр.

Сот говорит, что одной из причин, по которым он любит работать с камерой большого формата и штативом, является то, что он может наблюдать за своим объектом, пока настраивает камеру. Это дает им «время освоиться», но при этом все равно есть момент неловкости.

«Если вы просто неловко сидите какое-то время, это тот момент, когда может появиться магия», — говорит фотограф.

Четыре года назад Сот провел в Японии эксперимент: «Я делал портреты в пятиминутных экспозициях, где я просто сидел с человеком. Моя голова не была за камерой, я просто сидел — и это было в основном оправданием, чтобы просто смотреть на людей. Я был действительно в неудобных местах. Прекрасный опыт».

Между 2006-м и 2010 годом Сот получил доступ к сложным объектам. Его проект Broken Manual описывает мужчин, которые скрылись от мира: отшельники, дикие люди, монахи и выжившие. Изображения часто бывают жуткими: в одном пустые вешалки держатся на ветке, прикрепленной к двум сторонам пещеры. В другом — удручающие надписи, нацарапанные на стене: «Я люблю своего папу Тони. Мне жаль, что он не любит меня».

Коллекция 2006 года «Ниагара» фиксирует молодоженов возле Ниагарского водопада — в месте, прекрасном для медового месяца. Однако Сот отмечает, что это также место, куда люди едут, чтобы совершить самоубийство.

Сот описывает процесс, посредством которого он ищет предметы как «натренированную интуицию»: «Большая аналогия с фотографией — рыбалка. Вы начинаете изучать приманки, различные пятна в озере, времена суток — это накопленное знание о приливе».

Сот сделал несколько фотографий на Миссисипи в борделе Айовы для Sleeping. В одной из них пара женщин сидит бок о бок, их обнаженные ноги скрещены. Они проститутки, а также мать и дочь.

Для своего проекта Сот попросил женщин записать мечту своей жизни. Дочь мечтала стать медсестрой, а мама сказала, что «больше не мечтает».

Он беспокоится об этике документальной фотографии: «Я думаю, что это проблематично, когда я спрашиваю разрешения, но трижды проблематично, если я его не спрашиваю».

Сот полагает, что мы сможем увидеть больше, если не будем говорить, а просто сидя понаблюдаем: «Я вспомнил цитату Джона Кейджа, где он говорит: если что-то скучно в течение двух минут, послушайте это в течение четырех. Если скучно в течение четырех минут, послушайте восемь — в конце концов, перестанет быть скучно».