Новая выставка показывает, как Заха Хадид исследовала архитектуру с помощью абстрактной живописи и графики, пишет британский журнал The Economist 1843.
«Я думаю, что не должно быть конца эксперименту», — это было мантрой Захи Хадид, британского архитектора иракского происхождения. Она была известна зданиями, которые дают физическую форму, казалось бы, невозможным фигурам, начиная от раздробленных осколков центрального офиса завода BMW в Лейпциге до пышных изгибов Центра Гейдара Алиева в Баку.
Выставка «Ранняя живопись и графика», которую частично готовила сама Хадид, умершая в начале этого года, показывает, что искусство было главной опорой ее работы.
«Конфетти», Пик, Гонконг, Китай (1982/1983)
Учитывая амбиции, не говоря уже о заоблачных затратах, просто замечательно, что Хадид построила так много зданий. Тем не менее, ее карьера полна отложенных проектов. «Пик», частный спортивный клуб, был первой из этих неудач. Застройщик потерял права на площадку во время воссоединения Гонконга с Китаем. Это было, наверное, к лучшему, поскольку его строительство потребовало бы частичного разрушения древнего холма.
«Метрополис» (1988)
Белые линии и аккуратные цвета можно легко спутать с автоматизированным проектированием. Но «Метрополис», который был заказан для выставки в Институте современного искусства в Лондоне, был написан вручную. Красный фон предполагает опасность, насилие и, возможно, соблазн. Секции, в котором темные оттенки цвета переходят в более светлый, как и зеленые зоны, представляющие парки Лондона, демонстрируют технику, которую Хадид назвала «галочки». Эти извилистые линии появятся в ее поздней архитектуре.
«Развитие Хафенштрассе», Гамбург, Германия (1989)
Это был план по заполнению пробелов на обычной улице в Гамбурге новыми зданиями. Это была совсем другая схема, чем в позже построенных работах Хадид, которые в значительной степени приняли форму отдельно стоящих монолитов, а не мелких дополнений к уже существующей среде. Этот рисунок имеет почти каллиграфическое качество. Горизонтальные линии, проходящие через середину холста, представляют улицу, в то время как короткие, аккуратные штрихи, изогнутые вверх или вниз, — здания.
«Вид на Мадрид», Испания (1992)
Этот диптих был опубликован в книге с таким же названием, вышедшей в свет по случаю представления Мадрида культурной столицей Европы в 1992 году.
Эскиз, 2001
На рубеже ХХІ века Хадид была на пике успеха. В этом эскизе, который появляется в одном из блокнотов, представленных на выставке, мы видим Хадид на пороге смены стиля. Здесь зазубренные шипы ее ранних работ начинают смягчаться. Иногда они напоминают изгибы ее поздних проектов, таких как Музей транспорта Riverside в Глазго (2011) или Galaxy Soho в Пекине (2012). Зрелая архитектура Хадид имела свои рациозерна в идеях, оставленных на бумаге за много лет до того.