Когда преподобный Пит Филлипс впервые прибыл в английский город Дарем девять лет назад, его выгнали из городского собора. Дело в том, что сидя на скамье, он читал Библию на мобильном телефоне, которые не разрешалось использовать в святом месте, пишет британское издание BBC.
«Я был немного расстроен из-за этого, — говорит Филипс, являющийся директором Исследовательского центра кодексов по цифровой теологии в Университете Дарема в Великобритании. — Но это было в 2008 году».
Теперь «телефонная политика» Даремского собора, которому будет 1000 лет, обновляется. В соборе людям можно фотографировать, использовать телефоны по религиозным соображениям — независимо от того, что они на самом деле будут делать. «Отношение изменилось, поскольку теперь людям легче отказаться от руки, чем от телефона».
Этот более спокойный подход к телефонам — не единственное техническое обновление, которое церковь претерпела за последние несколько лет. Рост приложений и социальных сетей меняет образ жизни многих из 2 млрд христиан мира.
Преподобный Лиам Бидл стал самым молодым викарием Йоркшира, когда занял свое место в Англиканской церкви Святой Марии в Хонли. Он управляет учетной записью Twitter своего прихода, а его коллега — профилем Facebook церковного сообщества.
Епископ Лидский, православный Ник Бэйнс, который является главой епархии Бидла, был одним из первых епископов, который начал свой блог. Теперь он известен в церкви как епископ-блогер.
Повсеместность смартфонов и социальных сетей трудно избежать. Они меняют то, как люди практикуют свою религию. Поэтому сегодня легче, чем когда-либо, сформировать индивидуализированную веру.
По словам Филлипса, догматы веры уже позволяют внедрять онлайн-технологии, чтобы людям было легче общаться и поклоняться Господу: «Эта технология сформировала религиозных людей и изменила их поведение».
Многие люди, скролящие свои телефоны в христианских церквях, вероятно, смотрят на приложение Библии YouVersion, которое было установлено более чем 260 млн раз по всему миру с момента его запуска в 2008 году. Библия с мобильного телефона теперь заменяет печатную версию основной книги христиан. Аналогичные популярные приложения существуют для Торы и Корана.
По данным YouVersion, люди потратили более 235 млрд минут, используя приложение, и выделили 636 млн стихов из Библии.
В телефоне Библия кажется не такой непреодолимой и огромной, как ее бумажный аналог. Однако раньше люди знали, что Откровение — последняя книга, Бытие — первая, а Псалтирь находится между ними. В цифровой версии этого не поймешь. Никто не листает страницы по порядку — сразу отправляется куда-то, не чувствуя, что происходило до или после.
Параллельно разрастается отдельная цепочка христианской практики, подпитываемая распространением социальных медиа и децентрализацией религиозной деятельности. Многим больше не нужно даже ходить в церковь.
По данным опроса, проведенного исследовательским центром Pew, в США каждый пятый человек, который идентифицирует себя как католик и каждый четвертый, считающий себя протестантом, редко или никогда не посещает организованные службы.
Приложения и учетные записи социальных сетей, в которых можно прочесть библейские стихи, помогают частному выражению веры, которое происходит между человеком и его экраном телефона. А способность выбирать означает, что они могут избежать доктрины, которая их не привлекает. Многие люди, считающие себя активными христианами, не могут строго верить в Бога или Иисуса, или в действия, описанные в Библии.
«Появляется новый вид мутировавшего христианства в эпоху цифровых технологий, — говорит Филлипс. — Тот, который следует многим этическим принципам светского мира». Этот вид веры, известный как моралистический терапевтический деизм, больше ориентирован на благотворительную и нравственную стороны Библии — основополагающие принципы религии, а не на то, что Вселенная была создана всевидящим, всемогущим лидером.
Эта новая форма религии впервые была описана социологами в 2005 году.
«Миллениалы предпочитают эту обобщенную картину Бога, а не Бога-интервенциониста, и они предпочитают Бога Иисусу, потому что он неспецифичен, — замечает Филлипс. — Он стоит за ними и позволяет им жить своими жизнями, а не Иисусом, который приходит и вмешивается во все».
Размещение стихов из Библии в социальных сетях позволяет верующим находить собственные смыслы, а не слушать священников каждое воскресенье. Библейские стихи также подвергаются популярным конкурсам, где их приемлемость для широкой аудитории может диктовать их распространение.
Самые популярные стихи из Библии, отмеченные закладками, выделенные и распространяемые в социальных сетях через приложение YouVersion, часто являются теми, которые отражают светские и всеохватывающие идеалы моралистического терапевтического деизма. Например, многие верующие обращают внимание на такие вещи, как личная борьба или беспокойство, вместо того, чтобы поощрять славу Бога.